Новые марки 2021 г. – Африка

В продолжение темы новых марок переместимся на африканский континент. Тут мне удалось обнаружить 2 марки из северо-африканских стран — Туниса и Марокко. Почтовые администрации некоторых стран Африки, которые передали выпуск своих марок фирме Стамперия я уж рассматривать не буду.

Порт Карфагена, Тунис

Почта Туниса 20 апреля выпустила марку, посвященной одной из самых известных достопримечательностей страны — древнему городу Карфагену, а точнее пуническому порту Карфагена.

Пунический порт Карфагена
Пунический порт Карфагена, Тунис 2021

Карфаген был важнейшим торговым центром древнего Средиземноморья и одним из самых богатых городов античности. Основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния, Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и сам превращается в столицу крупнейшего государства западного Средиземноморья. К III веку до н. э. Карфаген подчиняет южную Испанию, северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. Греческие города боролись с Карфагеном за западное Средиземноморье, кульминацией чего стали сицилийские войны и Пиррова война. После серии войн против Рима, известных как Пунические войны, потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э. В римский период город восстановился и окончательно пришёл в упадок после арабских завоеваний.

В наше время Карфаген стал знаменитым пригородом Туниса, местом паломничества туристов со всего света. В 1985 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На марке, выпущенной тиражом 500 000 экземпляров, изображен план древнего Карфагена, на котором выделяется его знаменитая Великая Гавань.

В древности такой вид портов назывался от греческого cothon («сосуд для питья»). Такой тип гаваней характерен для финикийцев и встречался еще на Сицилии и Кипре.

Порт Карфагена
Порт Карфагена, 200 г. до н.э.

Далее цитата из книги «Карфаген. «Белая» империя «чёрной» Африки». Автор Волков Александр Викторович.

На внешней акватории — она имела форму прямоугольника — оборудовали порт для грузовых судов. Вход туда был открыт чужеземным купеческим кораблям. Впрочем, они прибывали в гавань только для того, чтобы взять товары или выгрузить их. Обычно же корабли располагались на мелководье, в стороне от гавани.

Вход в карфагенский порт защищал укрепленный мол, чей фундамент сохранился до сих пор. Канал шириной более 20 метров соединял торговую гавань с морем. В случае опасности его перегораживали железными цепями.

Внутренняя гавань Котон была приспособлена для военных нужд… Посредине этой круглой гавани карфагеняне возвели искусственный круглый остров. Здесь находилась резиденция морского военачальника — суффета. «С этого места давались трубные сигналы, — писал Аппиан». Отсюда военачальник видел все, что происходило в открытом море.

Крытые доки располагались как по внутреннему периметру гавани, так и вдоль берега острова. Перед каждым из них высились две ионические колонны, так что порт напоминал, скорее, парадный зал.

Французский историк С. Лансель подсчитал, сколько кораблей могло находиться в Котоне. Диаметр военной гавани составлял 300 метров; ее периметр — около 940 метров, причем у входа в гавань корабли не могли находиться. Длина «полезного периметра» порта равнялась примерно 910 метрам. Ширина корабля составляла в среднем около шести метров. Простая арифметика показывает, что вдоль береговой линии порта могло выстроиться 152 корабля. Возле «адмиральского острова» располагались на стоянке еще тридцать кораблей.

Военная гавань была ограждена от посторонних стеной. «Подплывающим нельзя было ясно видеть, что делается внутри гавани», — писал Аппиан. На набережных размещались верфи, где строились корабли, и склады, где содержалось все нужное для их оснащения.

На марке изображены финикийские суда — биремы. На них останавливаться не буду, а отошлю вас к заметке из далекого 2016 года, про биремы я уже писал.

Ну и добавлю, что дизайнер марок Héla Ben Cheikh, и в дополнении был выпущен и конверт первого дня.

Порт Карфагена. Конверт первого дня, Тунис 2021
Порт Карфагена. Конверт первого дня, Тунис 2021

Экспедиция Ра II, Марокко

На марке Марокко изображен парусник хотя и построенный в XX веке, но созданный по типу старинных кораблей. Знаменитая лодка Ра II норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала.

Ра II
Ра II. Марокко 2021

В первом своем путешествии на бальсовой лодке Кон-Тики Тур Хейердал стремился доказать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты. Целью же плавания на лодке Ра было демонстрация того, что древние мореплаватели, в частности, египтяне, могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение. Следовательно, согласно теории Хейердала, индейцы Мексики и Перу могут быть потомками не перешедших через Берингов пролив племён, а приплывших через Атлантику.

Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад и вышла в Атлантический океан от побережья Марокко 25 мая 1969 года. По прошествии 56 суток и более 5000 км пути «Ра» разрушилась и команда была вынуждена оставить судно. Однако, несмотря на неудачу, уверенность Хейердала в правильности его теории лишь возросла, так как папирусная лодка не выдержала лишь несколько дней до конца пути.

«Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко 17 мая 1970 года отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом — лодка достигла Барбадоса. Успех экспедиции «Ра-II» многими был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

Врачом в обоих экспедициях был наш знаменитый кинопутешественник Юрий Александрович Сенкевич.

Конечно же Ра II ранее появлялась на марках Барбадоса и родной для Хейердала Норвегии.

Ра II. Барбадос 1979
Ра II. Норвегия 2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top