Учебный барк «Седов»

Флотилия учебных парусников на сайте продолжает пополняться усилиями дорогого Сергея Михайловича и вслед за «Крузенштерном» и «Товарищем» в нашу гавань заходит гордость российского учебного парусного флота барк «Седов», всё с той же серии марок СССР 1981 года.

Марка барк Седов

Страна:
СССР
Дата выпуска:
18 сентября 1981
Код по каталогу:
Михель SU 5117
Соловьев 5235
Перфорация:
гребенчатая 12×12½
Размер:
гребенчатая 42×30 мм
Тираж:
4 500 000
Печать:
офсет
Художник:
А. Аксамит

Четырех-мачтовый барк «Седов», как и «Крузенштерн» относится к последнему историческому типу парусников — винджаммерам. По сложившейся традиции, прежде чем начать повествование загадка:

Представьте такую ситуацию. Во время регаты в одном из портов встречаются капитаны парусников «Крузенштерн» и «Седов», решив отметить эту встречу, а заодно и обсудить дальнейшие планы регаты они пошли в портовый бар пропустить по глоточку рома (или чего-то, что пьют настоящие морские волки).
И вот на вопрос одного из капитанов, второй отвечает УПС …

Что хотел сказать второй капитан?

История создания

Корабль был заложен в апреле 1920 г. на верфи «Германия» (Germaniawerft), входившей в концерн Круппа в Киле, что на Балтийском море. Это была крупная военно-морская верфь, но, после проигранной первой мировой войны, в силу положений Версальского договора, запрещающего выпуск военной продукции, верфь временно перешла на выпуск яхт и парусников. Сейчас этой верфи нет, её уничтожили после окончания второй мировой войны как военное предприятие Рейха.

23 февраля 1921 состоялась торжественная церемония спуска на воду четырехмачтового барка. По традиции судовладелец все свои корабли называл именами родственников. Судно получило имя «Магдалена Виннен II» (Magdalene Vinnen II) по имени 37-летней супруги основателя и владельца судовой компании, а также заказчика судна Фридриха Адольфа Виннена, которому уже исполнилось 53 года. Это судно было вторым кораблем с таким именем (отсюда и II), первая «Магдалина Винен» была конфискована после Первой мировой войны итальянским правительством.

барк Седов

Конструктивные особенности и характеристики корабля

«Магдалена Виннен II» было несерийным судном, это был первый парусник в своём классе, изначально спроектированным и построенным, как судно с дизельным двигателем внутреннего сгорания — 400 л.с.
Технические характеристики:

  • тип судна- 4-х мачтовый барк
  • корпус — стальной, клепаный
  • водоизмещение — 6340 т
  • грузоподъемность — 1382 т
  • длина — 117,5 м
  • ширина — 14,7 м
  • высота борта — 8,72 м
  • высота мачт от ватерлинии — 58 м
  • осадка максимальная — 7,5 м
  • план парусности — 32 шт (18 прямых и 14 косых)
  • площадь парусов — 4 192 кв. м
  • скорость под парусами — до 18 узлов
  • двигатели — изначально 400 л.с., в настоящее время 2 800 л. с
  • скорость на двигателях — 10 узлов
  • число палуб — 4 (палуба юта, главная, нижняя, палуба платформы)
  • число водонепроницаемых переборок — 6
  • число водонепроницаемых отсеков — 7
  • экипаж — 54 чел
  • курсанты — в настоящее время 146

Косые и прямые паруса барка расположены на четырёх мачтах (фок-мачта, первая и вторая грот-мачты, бизань) и бушприте. Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство рей выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман. Масса рангоута с такелажем составляет 210 т. Полная высота мачт от киля до клотика — 63,5 м, бизань-мачты — 54 м.

На открытых палубах находится оборудование, характерное для любого парусного судна: кoфель-нагельные планки, нагели, бегучий такелаж (концы для управления парусным вооружением), а также палубные механизмы: ручные шкотовые шпили для управления парусами и ручные брасовые лебёдки для управления реями. Парусник был неплохо оснащён — здесь было и электроосвещение и опреснительная установка, радиостанция, неплохие для своего времени бытовые условия для экипажа.

1921-1936 — «Магдалена Виннен II» («Magdalene Vinnen»)

При закладке и спуске барка на воду судовладелец Ф. А. Виннен предполагал, что «Магдалена Виннен» будет работать на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В то время корабль был четвертым по величине парусником в мире.

В первый свой рейс барк вышел в 1921 году из Бремена через Кардиф, где загрузился углем и направился в Буэнос-Айрес. Путь в одну сторону он преодолел всего за 30 дней. Под флагом Винена он успел дважды обогнуть мыс Горн и побывать в Чили. Были так же рейсы в Аргентину, Южную Африку, Австралию, острова Океании. Первые пятнадцать лет он ходил в соответствии с первоначальным планом своего владельца. Судно использовалось для перевозки угля, зерна и селитры и принимало участие в Большой Зерновой гонке, так называли период транспортировки на парусниках зерна из Южной Австралии, через мыс Горн в Корнуолл (Великобритания). Прохождение маршрута менее чем за 100 дней считалось успехом.

Но вскоре наступили 30-е с их мировым экономическим кризисом. Большинство судов оказалось на приколе, а их команды — на бирже труда. Компания Виннена продала несколько своих парусников по бросовым ценам. В 1936 году наступил черед и «Магдалены Виннен».

Барк "Седов"

1936 — 1945 – «Коммодор Йенсон» («Commodore Johnsen»)

В 1936 году заказчик постройки «Ф.А. Виннен & Ко» обанкротился и судно перешло к «Норддойчер Ллойд», пережившей кризис благодаря государственным субсидиям. Барк был переименован в «Коммодор Йенсен» в честь легендарного моряка Николауса Йонсена (1869-1930) прошедшего в этой компании путь от юнги до капитана.

Компании нужен был учебный корабль для своих специалистов, но отказываться от коммерческой эксплуатации она не хотела. Практика тогда занимала 3 года. Судно немного перестроили: надстройки спардек и ют были соединены общей палубой, благодаря чему удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для 100 практикантов, а в трюме была установлена цистерна питьевой воды ёмкостью 40 т, несколько расширен камбуз, под палубой юта оборудованы дополнительные санузлы. Появились подвесные койки, обеденные столы и банки.

Ради рентабельности, трюмы все же сохранили для перевозки грузов. Это довольно скоро аукнулось — всего год спустя, 3 марта 1937, у Азорских островов во время многодневного шторма который развился в ураган, барк чуть не погиб из-за смещения груза. Когда крен превысил 50 градусов, ситуация стала критической. На поданный сигнал SOS откликнулись голландский сухогруз «Слидрихт» и немецкий танкер «Винклер». Благодаря упорству трёх экипажей судно удалось спасти. Спустя 15 дней он прибыл в Гамбург.

До второй мировой войны барк совершил 8 рейсов. Во время войны находился в составе вспомогательного флота и использовался для доставки снабжения войскам под буксиром без мачт, барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом.

1945 — 1991 – «Cедов» («Sedov»)

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк «Падуя», ставший «Крузенштерном», барк «Горх Фок», его новое имя Товарищ-ІІ» и «Коммодор Енсен», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914).

Перед тем как он был передан СССР, в 1945 году его отбуксировали в Гамбург, англичане хотели оставить его у себя, но были вынуждены после нажима СССР передать его в Советский Союз. 12.01.1946 года на барке был поднят флаг ВМФ СССР, и он был переведен в класс учебных парусных судов.

Состояние парусника было печальным, у ВМФ не было опыта эксплуатации таких судов, и перспектива его ждала неблагоприятная. Вообще, в послевоенной жизни «Седова» были два сложных периода: 1945-1953 и с 1965-1973 года. Главным спасителем судна стал Петр Сергеевич Митрофанов, капитан «Седова» в 1948-59 гг. Благодаря ему и сохранился парусник. Он был отремонтирован в Кронштадте, и на нем было осуществлено первое обучение моряков работе с парусами. Первый пробный короткий рейс Ленинград-Балтийск состоялся в 1952 году, а с 1954-ого парусник уже выходил в Атлантику.

В 1956 корабль прошёл переоборудование, и с 1957, оставаясь в учебном классе, «Седов» начал исполнять функции океанографического судна. Дело в том, что барк под парусами на ходу почти не рыскал на волнах и не имел вибрации на корпусе от двигателя, что было идеально для научного оборудования. До 1965 года у корабля была очень насыщенная научная океанографическая жизнь. В ходе исследований «Седов» и «Крузенштерн» совместными усилиями стерли немало «белых пятен» с карты Атлантического океана.

К концу 1965 года Военно-Морской флот, получавший в свое распоряжение специальные исследовательские суда-новострои, осознал, что парусники — хлопотное и сложное хозяйство. Было принято решение вывести «Крузенштерн» и «Седов» из состава флота, как непрофильные единицы. В конце 1965 г. барк был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки «Седова» стала Рига. И снова настал кризис. Парусник оставался на приколе и медленно ветшал. На защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ. Они знали корабль не по рисункам и канцелярским докладам. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля вместе трудности и романтику путешествий под парусами. Призыв был услышан, и в 1973 году парусник ушёл на ремонт — сначала на Канонерский завод, потом в Кронштадт. При реконструкции старый 400-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., было поставлено электронное навигационное оборудование, установлены 500 тонн балласта в твердой форме, обустроены места для 146 учащихся. Был создан музей рассказывающий об истории судна и жизни его тёзки Георгия Седова, были оборудованы кино-, видеозалы. Ремонт и модернизация, в силу ряда причин, затянулись, и только в 1981 году были окончательно завершены, и парусник вернулся в строй.

В свой первый рейс в 1981, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, «Седов» сходил в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения Витуса Йонассена Беринга. Это было начало, за ним последовали не менее интересные рейсы.

В 1983 впервые после передачи Советскому Союзу судно посетило родной порт Бремерхафен, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.

В 1984 «Седов» совершил плавание, приуроченное к юбилею — 400-летию со дня основания Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск к началу праздника. «Седов» стоял у Красной пристани, той самой, от которой когда-то на парусно-паровом судне «Св. Фока» начинал свой поход Георгий Яковлевич Седов.

В 1986 «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником. В 1987 барк установил в Средиземном море официальный зафиксированный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла. В 1988 учебное парусное судно «Седов» в Регате Колумба занял первое место.

«Cедов» после 1991 г.

В 1990 году в Прибалтике набрали силу сепаратистские течения, и стало ясно, что неминуемо произойдет отделение республик вместе с имуществом. Прорабатывать передачу судна московское руководство стало еще зимой, и юридически оно было безукоризненно, т.к. собственностью Эстонии «Седов» никогда не был. Акт передачи был подписан в мае 1991 года. Барк был передан Мурманскому моручилищу (с 1996 — Мурманский Государственный Технический Университет), а потому с распадом СССР делёжки собственности не произошло.

С 1992 по 1999 год «Седов» участвовал в регатах «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе место, в 1994 году — третье место, а в 1995 году — первое место. Во время этих гонок бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль! Когда паруса «Седова» наполнены ветром, он быстр и неудержим, и соперничество с ним вряд ли под силу какому-либо современному паруснику.

В июле 2000 г. наша страна вновь могла лишиться своего корабля. «Седов» получил приглашение в Брест (Франция) для участия в международных гонках. Прибыв туда, он был арестован по иску швейцарской компании «Нога» за долги российского правительства. Это событие вызвало дипломатический скандал. К счастью, дело было прекращено по постановлению французского суда, решившего, что корабль является собственностью независимой организации и потому не несет ответственности за государственные долги.

В 2004 году «Седов» принял участие в съёмке немецкого художественного фильма «Трагедия Памира» (Untergang der Pamir). Именно для фильма барк сменил свою белую окраску. Корпус Седова был специально перекрашен для съемок в соответствии с цветами флага Германской империи: черный (корпус над водой), белый (в районе ватерлинии над водой) и красный (подводная часть). После завершения съемок Седов сохранил свои новые цвета корпуса.

учебный парусник "Седов"

В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции. 23 сентября 2010 года барк пересек 78-ю параллель северной широты и отшвартовался в российском порту Баренцбург, установив новый рекорд для судов этого класса — так далеко на север в холодное время года подобные парусники ранее не поднимались. В 2012-2013 гг. «Седов» совершил свое первое кругосветное плавание, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий, пройдя за 394 дня 47 тыс. морских миль (свыше 87 тыс. км).

Всего с 1966 по 2016 год судно совершило около 100 учебных рейсов и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно. В 1957 году «Седов» был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов. Но впоследствии пальма первенства перешла к круизному пятимачтовому барку «Роял Клипер», построенному в 2000 году. Тем не менее, барк «Седов» до сих пор является самым крупным учебным парусным судном, что подтверждает диплом Книги рекордов Гиннеса.

парусник "Седов"

Барк «Седов» на марках и конвертах

Филателистическая история «Седова» началась с марки, конверта и макси-карты 1981 года, выпущенных в СССР.

Карт-максимум барк "Седов"

В 1983 г. барк «Седов» появился в серии народной республики Йемен, посвященной парусным судам.

Седов на марке Йемена

Марка Нидерландов вышла в 2000 году, как раз тогда, когда барк оказался во «французском плену. Выпуск интересен тем, что на листе разместили 10 парусников, а их названия и страны, обозначенные флажками, указали на полях. Помимо «Седова» на листе еще два российских корабля – «Крузенштерн» и «Мир».

Марки с парусниками, Нидерланды
Серия Sail Amsterdam 2000. Mi:NL KB1807-1816

А вот еще одна интересная Нидерландская марка 1995 года (Михель NL 1548), в каталогах она описывается как «Доклад Амстердаму сигнальными флагами». Сама марка посвящена событию Sail-1995, которое проходило 10-15 августа в порту Амстердама.

На марке рядом с сигнальными флагами показана фотография парусника, но название корабля не уточняется. Энтузиасты-филателисты решили разобраться, что за корабль изображен на марке. Ответ нашелся достаточно быстро на фотографии, сделанной в норвежском городе Берген. Посчитав на обоих изображениях всё, от мачт до иллюминаторов, и сравнив обводы судна, исследователи пришли к выводу, что на марке изображен «Седов». «Седов» действительно участвовал в SAIL 1995, но фотография была сделана раньше, т.к. марка вышла в продажу 6 июня 1995 года, за месяц до Sail-1995 .

Барк "Седов"

А на этом конверте штамп больше похожий на экслибрис, посвященный старшему рулевому барка «Седов» Александру Константиновичу Михайлову – человеку, который через всю свою жизнь пронес в душе любовь к морю и парусам! На барке он работал с 1976 по 2011. Через его руки прошли тысячи мальчишек, получивших у Константиныча (так называли его на судне) первый опыт управления парусником, первые уроки поклонения морскому делу и океанской стихии.

конверт "Седов"

В 2005 году частное почтовое отделение Ridas-Post в Ростоке, Германия, выпустило красивую марку с изображением «Седова» (Михель DE-RRO 23).

Марка Седов

Также наш учебный барк был замечен на марках Мальдивских островов, Гвинеи-Биссау, Сомали и такого загадочного государства как Бурятия.

Также с «Седовым» было выпущено огромное число художественных конвертов и открыток.

Ответ на загадку

Что имел в виду капитан когда произнес УПС …
УПС- аббревиатура от слов учебное парусное судно. С 1945 года барк «Седов» был переведен в класс учебных парусных судов СССР.

Барк «Седов» в кино
  • Неоднократно появляется в пиратских сценах фильма «Das Herz des Piraten» (ГДР, 1988)
  • Появляется в финале фильма «Черная роза -эмблема печали, красная роза-эмблема любви» (СССР, 1989)
  • «Гибель «Памира» (Германия 2005)
  • Источники и дополнительная информация

    1. History of windjammer «Magdalene Vinnen». Парусник «Магдалена Виннен» (https://www.youtube.com/watch?v=xq4Tad6RmhU)
    2. Фотоальбом Magdalene Vinnen in Sydney
    3. Виртуальный тур по барку «Седов»
    4. Viermastbark «Коммодор Йонсен» — Самые крупные моторные моряки в мире. Из серии «судьбы немецких кораблей»
    5. http://d-b-maleyev.livejournal.com/1024.html
    6. http://yachtrus.com/ships/sedov/sedov-info.html
    7. «Крузенштерн» VS «Седов» — большое сравнение
    8. История Седова и «Седова»
    9. Сайт филателистов Нидерландов

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Back to Top