«Виктория» (Victoria) — первый парусник, обогнувший Землю

Недавно мы с вами уже вспоминали о первом кругосветном путешествии, стартовавшем 500 лет назад, и о Фернане Магеллане, которому не суждено было вернуться домой, и о Себастьяне Элькано, завершившем экспедицию и о котором широкой общественности известно намного меньше. В продолжение темы собственно немного поговорим об Элькано и о паруснике «Виктория», капитаном которого он закончил первое кругосветное путешествие.

Хуан Себастьян Элькано
Хуан Себастьян Элькано. Французские Антарктические территории (TAAF), 1980

Себастьян Элькано

Себастьяна Элькано часто называют испанцем, а это не так, он был по национальности баск. Страна басков — это область на севере современной Испании и юге Франции. Любой баск обидится, если его назвать испанцем. Любители футбола наверняка вспомнят футбольный клуб Атлетик из города Бильбао, за который традиционно играют только баски. Клуб, кстати, выступает в испанской Примьере с момента её основания и ни разу не покидал высший дивизион, как мадридский Реал и Барселона. Поэтому матчи между этими тремя командами называют эль-классико (а не только между Реалом и Барселоной).

Но отвлечемся от футбола. О Себастьяне Элькано известо не очень много. Родился ориентировочно в 1476 году в городе Гитария. В русской Википедии, ксати, указан другой год рождения — 1486, но во всех прочих источниках именно 1476. То есть на момент старта путешествия к островам пряностей, которому было суждено стать кругосветным, Элькано был вполне зрелым 43-летним мужчиной. Ну примерно как я сейчас 🙂

В молодости Элькано воевал в Северной Африке, был капитаном корабля. Испанское казначейство отказалось выплатить деньги для расчета с экипажем и Элькано пришлось взять в долг у савойских купцов. В счет уплаты долга Элькано вынужден был продать свой корабль, что в то время считалось преступлением. После этого скрылся в Севилье, где и устроился шкипером на «Консепсьон» — один из кораблей флотилии Магеллана.

Во время плавания принял участие в бунте против Магеллана, это когда всем надоело плыть и захотелось назад. Бунт был подавлен, но расправы над мятежниками не последовало. После гибели Магеллана на Филиппинах Элькано возглавил «Викторию», один из двух оставшихся кораблей, и решил не возвращаться обратно тем же путем через Тихий океан, а плыть дальше через Индию и Африку, выбрав кругосветный маршрут в Испанию. 8 сентября 1522 года после почти трех-летнего путешествия «Виктория» вернулась в Испанию. Вместе с Элькано на борту было 18 человек.

Судьба других кораблей экспедиции:

  • Сантьяго — сел на мель в устье реки Санта-Крус у берегов Аргентины;
  • Сан-Антонио — разворачивается у Магелланова пролива и возвращается в Севилью;
  • Консепьсон — испанцы сжигают его на Филиппинах из-за ветхости и недостаточного количества людей для формирования экипажа;
  • Тринидад — разделяется с Викторией и пытается вернуться в Испанию обратным маршрутом через Тихий океан, тонет у Молукских островов (Индонезия).
Карта кругосветного путешествия Магеллана
Карта кругосветного путешествия Магеллана и Элькано

На пути в Испанию 18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, входящий в состав Французских Южных и Антарктических территорий. Остров находится примерно на одинаковом расстоянии от берегов Антарктиды, Австралии и Африки. А упоминания это событие стоит из-за того, что в память об этом Французскими Антарктическими территориями была выпущена серия из 2 марок. Первая с фигурой Элькано открывала заметку.

Парусник Виктория марка
Открытие острова Амстердам. Парусник Виктория. Французские Антарктические территории, 1980

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня). После этого Элькано стал дель Кано.

Герб Себастьяна Элькано
Герб Себастьяна Элькано

В 1525 году Элькано вернулся в море и стал участником экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса, отправившейся путем Магеллана в Ост-Индию. Элькано, Лоайса и многие другие моряки погибли от голода и болезней в Тихом океане, но выжившие достигли пункта назначения, и некоторым из них удалось вернуться в Испанию.

Парусник «Виктория»

«Виктория» была небольшой карракой, или как ещё называли такой тип кораблей — нао (исп. корабль). Каких-то достоверных сведений и изображений не сохранилось. Когда была построена и какова дальнейшая судьба «Виктории» также неизвестно. В 1991 году в Испании построили копию «Виктории». В ходе масштабных исторических исследований под руководством Игнасио Фернандеса Виала (Ignacio Fernández Vial) были изучены сохранившиеся документальные источники, хроники, морские договора 16-го века, изображения кораблей той эпохи, и всё это позволило, как считают испанцы, точно воспроизвести облик корабля.

Парусник Виктория
Копия парусника «Виктория»

Как выяснили исследователи, скорее всего «Виктория» была спущена на воду в 1519 году, длину имела 18-21 м, водоизмещение 85 тонн, команда — 55 человек. Имя корабль получил в честь церкви Санта Мария де ла Виктория де Триана, где Магеллан давал присягу испанскому королю.

В 2004 году копия «Виктории» совершила еще одно путешествие вокруг света, также стартовав из Севильи. В течение 2004-2006 годов было пройдено до 26 894 миль. Реплика «Виктории» была первой исторической копией парусного корабля, совершившей кругосветное плавание вокруг Земли. Сейчас корабль служит музеем. Именно копия «Виктории» изображена на блоке совместного португальско-испанского выпуска 2019 г. из прошлого поста.

Одним из основных источников, вдохновлявших строителей копии «Виктории», а также дизайнеров марок является изображение этого парусника на карте 1590 г.:

Парусник на старинной карте
«Виктория» на старинной карте

Это изображение как раз и легло в основу марки Французской Антарктики, а также свежей марки Румынии 2019 года из прошлого поста про Магеллана.

Первое же появление «Виктории» на марках произошло, если я не ошибаюсь (а если ошибаюсь — поправьте) в 1967 году на марках Катара (неожиданно).

Парусник Виктория на марке
«Виктория», Катар 1967

Вот вся серия на конверте первого дня. Сейчас такой лежит на eBay за 95 фунтов.

Конверт парусники
Знаменитые корабли, конверт первого дня. Катар 1967

Вообще «Викторию» если и изображали на марках, то в основном с Магелланом, хотя «Виктория» флагманом не была и сам Магеллан, как мы знаем, погиб и из плавания не вернулся. Но вот так вот сложилось, как я сказал, Элькано почему-то задвинут на второй план и в филателии. На той же марке Катара рядом с «Викторией» напечатно имя Магеллана, хотя вернулся на ней Элькано. Или вот например марка замечательного государства Умм Аль Кайвайн 1972 года:

Магеллан, Умм Аль Кайвайн 1972
Магеллан и «Виктория», Умм Аль Кайвайн 1972

Кроме марок Французской Антарктики Эль-Кано появлялся еще на испанских марках 1976 г., Островов Кука 1975, Норфолка 1994, Филлипин 2002:

[foogallery id=»4226″]

В 2001 году Испания выпустила шуточную марку с Элькано:

Себастьян Элькано
Себастьян Элькано, Испания 2001

Отдельно «Виктория» появлялась на марках Французской Антарктики, помимо уже упомянутого выпуска еще в 1973 г., три раза на марках Пенрина — в 1981 и 1983 гг., Британских Виргинских островов 1991:

[foogallery id=»4234″]

Ну а вместе с Магелланом (несправедливо) еще много-много раз:

[foogallery id=»4241″]

Источники и дополнительная информация

1. Nao Victoria Foundation — сайт реплики «Виктории»

4 Comments

  1. Вальтер Мария

    Друзья! 500 лет — это значимая цифра в истории человечества. Я написал повесть об экспедиции Магеллана, можно прочесть все 7 публикаций в моей ленте.

  2. Вальтер Мария

    Друзья! 500 лет — это значимая цифра в истории человечества. Я написал повесть об экспедиции Магеллана, можно прочесть все 7 публикаций в моей ленте. Или нагуглить название «Планета Океан» и прочесть мою повесть на сайте Проза.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top