В декабре 2019 г. почта острова Тристан-да-Кунья выпустила симпатичную серию, посвященную китобойным судам. В декабре же заказал эти марки у них на сайте, и вот на днях через два с лишним месяца, я их получил. Два месяца? Опять Почта России работают как черепахи? Нет, не будем обвинять наших почтальонов, а лучше вспомним Жюля Верна и его замечательную книгу «Дети капитана Гранта», откуда мы впервые и узнали об этом острове. И вспомним, что остров Тристан-да-Кунья — это самая удаленная от материков населенная часть планеты и зачастую самые ближайшие к острову люди находятся на МКС. Аэродрома на острове нет, поэтому почта сначала отправляется в ЮАР на кораблях, которые тоже не так часто и ходят, и лишь потом на самолетах отправляется далее по миру.
Тристан-да-Кунья
Остров, а точнее архипелаг Тристан-да-Кунья расположен в южной части Атлантического океана в 2816 км к западу от Африки, в 3360 км к востоку от Южной Америки и в 2161 км к югу от острова Святой Елены.
Тристан-да-Кунья — остров вулканического происхождения, появившийся около 1 млн лет назад. Фактически весь остров — это и есть вулкан, причем вулкан действующий — Куин-Мэрис-Пик (пик Королевы Марии), 2062 м над уровнем моря. Площадь острова – 98 квадратных километров, но большую часть этих километров занимают крутые склоны вулкана. Площадь же всего архипелага, включающего ряд небольших островов, составляет 184 кв. км.
Административно Тристан-да-Кунья — Заморская Территория Великобритании (British Overseas Territory), включающая в свой состав лежащие южнее остров Святой Елены (тот самый) и остров Вознесения. Население острова составляет порядка 300 человек и все они живут в столице с прекрасным названием Эдинбург семи морей. Город так назван в честь принца Альфреда, герцога Эдинбургского, посетившего этот остров на борту корабля «Галатея» в 1867 г. Всё население — это потомки первых поселенцев, прибывших сюда 200 лет назад из Англии, Голландии и Италии. У жителей острова всего семь фамилий – Гласс, Грин, Хаган, Лаварелло, Репетто, Роджерс и Суэйн.
У Тристан-да-Куньи есть даже свой флаг, заметную часть которого составляют лобстеры — основа местной экономики.
Интересный факт — поскольку весь остров принадлежит всей общине в целом, чужакам запрещено там селиться. Британия отправляет на остров учителя и иногда полицейского – но лишь сроком на три года, и эти мигранты не считаются членами общины и не имеют права ни обрабатывать землю, ни разводить овец или выходить в море за рыбой.
Единственная связь с внешним миром – очень медленный интернет, появившийся там всего несколько лет назад, и корабль из Кейптауна, заходящий сюда примерно раз в месяц, в зависимости от погоды.
Остров был открыт португальским мореплавателем Криштао-да-Кунья в 1506 году. Почему остров так назван, видимо вопросов нет. Но португальцы не рискнули высадится на обрывистый берег и первые люди появились на островах спустя 261 год, это были французские моряки с фрегата «L’Heure du Berger» в 1767 г.
А первым постоянным жителем острова был американец Джонатан Ламберт. Поселившись на острове в 1810-м году, американец умер через два года.
В 1816 году остров был аннексирован англичанами, чтобы не дать французам помочь Наполеону бежать из ссылки с «соседнего» острова Святой Елены. Хотя как бы, расположенный в 2000 км Тристан-да-Кунья мог бы помочь, не понятно.
Корабль Криштао-да-Кунья не раз появлялся на марках острова. Так первый раз марка с португальским парусником вышла в серии стандартов 1965 года и потом еще в серии марок, посвященных истории Тристан-да-Куньи в 1983 г.
В 2006 году почта Тристан-да-Куньи выпустила памятный марочный блок, посвященный открытию острова, первой высадке, первому поселенцу и прочим событиям:
Также в честь первооткрывателя почта, названного в честь него острова, в 2009 году выпустила еще один марочный блок.
Ещё один интересный факт — в 1961 году началось извержение вулкана Куин-Мэрис-Пик, и британское правительство эвакуировало все местное население в Англию. Все, кто хоть что-то слышал про условия жизни на острове, были убеждены, что, вкусив благ настоящей цивилизации, островитяне так в Англии и останутся. Но не тут-то было. Эвакуация и жизнь на чужбине среди людей, не понимающих идеи совместного коллективного хозяйства, лишь еще больше сплотила общину, и через пару лет практически все тристанцы настояли на том, чтобы их вернули домой, к родным картофельным огородам и овцам.
История почты Тристан-да-Куньи
До Второй Мировой Войны регулярного почтового сообщения с островом не было. Почту приходилось передавать с капитанами китобойных судов, договариваясь с ними в частном порядке. Почта могла идти год и больше.
Попытка привлечь внимание к Тристан-да-Кунье выпуском собственных почтовых марок была предпринята человеком по имени Аллан Б. Кроуфорд (Allan B. Crawford) в 1946 году. Он был британским метеорологом, который работал на острове с 1938 года. В 1943 году он начал публиковать первую на острове газету «Тристан Таймс». Цена выпуска была зафиксирована в островной валюте: «3 сигареты или 4 больших картофеля». Деньгами в общине видимо не пользовались.
В мае 1946 года Кроуфорд подготовил петицию о необходимости выпуска островных марок, которую подписали 12 членов Совета острова. Петицию адресовали генеральному секретарю Южной Африки, который направил его колониальному секретарю в Лондоне. К шести-страничной петиции с изложением причин необходимости введения марок была приложена страница с эскизами 9 марок, также была прикреплена полоса из пяти печатных марок с изображением пингвина. Эти марки были разработаны Алланом Б. Кроуфордом, который впоследствии рассказал об этой истории в своей книге «Пингвины, картофель и почтовые марки» (1999).
Как вы можете заметить на полях указан и «местный номинал» в картофелинах.
Думаю, что ушлый метеоролог не столько пекся о развитии почтового дела на Тристан-да-Кунье, сколько хотел заработать на коллекционерах, прибрав к своим рукам выгодное дело по выпуску марок новой для мировой филателии территории. Но дельце не выгорело, петиция была отклонена в сентябре 1946 года по ряду причин, а невышедшие красные марки с пингвином появляются теперь на почтовых выпусках, посвященных истории острова.
Известно, что Кроуфорд отпечатал 20.000 экземпляров пробных марок с пингвином, но сейчас они являются филателистической редкостью. Почему — загадка, ведь за редким исключением они не были использованы. Может неудавшийся почтмейстер с расстройства выбросил их с крутого берега? Кто знает. Хотя есть версия, что марки могли погибнуть во время извержения вулкана в 1961 г. Ящик с почтовыми документами затонул во время эвакуации, но были ли в нем первые марки — неизвестно.
Тем не менее в 1952 году свои марки на острове появились. Правда пока не совсем свои — это были марки острова Святой Елены, где находится губернатор территории, со специальной надпечаткой. На марках, кстати, изображен парусник.
Первый же собственный выпуск марок Тристан-да-Куньи был отпечатан двумя годами позднее в 1954 г. На марках изображены виды острова, занятия местных жителей, а также коренное население тех мест — местная фауна. Вот марка с пингвином из нашей с сыном коллекции:
В 1965 году, вскоре после того, как жители вернулись на остров после эвакуации, вызванной извержением вулкана 1961 года, была отпечатана очень симпатичная серия марок, посвященных кораблям:
Впоследствии корабли не раз еще украшали почтовые выпуски острова. Другие распространенные темы — история Тристан-да-Куньи, флора и фауна, сценки местной жизни и, как и положено маркам британских территорий, выпуски, посвященные членам Королевской семьи.
Серия марок «Китобойные корабли», 2009
Итак, после небольшого вступления перейдем к последнему на текущий день выпуску марок острова Тристан-да-Кунья. Это марки с изображением парусников, на которых ходили морские охотники — китобои и тюленебои (если есть такое слово) в 19 веке.
Серия из 4 марок выпущена 2 декабря 2019 года.
Технические данные:
- Дизайнер — Эндрю Робертсон (Andrew Robinson)
- Размер — 38×30,6 мм
- Типография — Cartor Security Printing
- Зубцовка — 13¼ x 13
- Вид печати — литография
В XIX веке остров Тристан-да-Кунья в силу своего географического положения в Южной Атлантике стал важной был базой для американских китобойных судов, где они могли пополнить запасы воды и продовольствия. Начало этому процессу положил в 1828 году капитан Мозес Сэмпсон на корабле «Геркулес» из Нью-Бедфорда. Непрерывные посещения китобойных судов не только принесли на остров деньги и относительное процветание, но и добавили новую кровь. Две из семи существующих сейчас на острове фамилии — Хаган и Роджерс, носят потомки американских китобоев, оставшихся жить на Тристане.
На первой 45-ти пенсовой марке изображена шхуна «Franklin». Парусник была построен в Истпорте, штат Мэн в 1833 году. Базировался в портах Нью-Лондон, штат Коннектикут до 1874 года, а потом в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс. Списан и разрушен в 1893 г.
На 70-ти пенсовой марке изображена небольшая (106 тонн) шхуна «Francis Allyn».
«Francis Allyn» была построена в Даксбери, штат Массачусетс, в 1869 году. Также как и «Franklin» «Francis Allyn» выходила в море из портов Нью-Лондона и Нью-Бедфорда, штат Массачусетс. 15 июля 1902 года она погибла во время пожара в Гудзоновом заливе.
В 1887 году команда «Francis Allyn» провела метеорологические наблюдения, а также провела изучения флоры и фауны ближайшего к Тристану острова Гоф.
Барк «Stafford» был построен в Кингстоне, штат Массачусетс в 1848 году. Парусник также базировался в Нью-Бедфорде, откуда совершил более одиннадцати рейсов по всем мировым океанам. В 1889 году «Stafford» был исключен из реестра.
Этот китобойный барк был построен в Фэрхейвене, штат Массачусетс в 1835 году. «Eliza Adams» прожила достаточно долгую для обычного китобоя жизнь и была списана только в 1897 году. «Eliza Adams» участвовала в 4-х охотничьих экспедициях из Фэрхейвена для агентов Аткинса Адамса в Тихом океане, а затем была продана в 1849 году агенту из Нью-Бедфорда Э.С. Джонсу. С тех пор она совершила более десяти плаваний, охотясь в Тихом, Северном Ледовитом и Индийском океанах. Островитянин Роберт Суэйн (Swaine) был частью ее команды с 1879 по 1883 год.
Также был выпущен конверт первого дня, на котором был изображен маршрут плавания «Francis Allyn» в 1891-1893 гг. под командованием капитана Джозефа Фуллера (Joseph J Fuller).
Постскриптум
А пришли мне эти марки в конверте с настоящими местными марками и нормальным почтовым гашением. Что в настоящее время, к сожалению, большая редкость. Всё в большем ходу богомерзкие наклейки со штрих-кодами. Но почтовики Тристан-да-Куньи (а на острове на почте служат сейчас только дамы) блюдут дух старой школы. Марки 2015 г. из серии, посвящённой почтовым кораблям. Пара парусников в той серии тоже есть, но, видимо, не подходили по тарифам.