Корабль-призрак Marie Celeste

Таинственные исчезновения, корабли-призраки, Бермудский треугольник, кракен… Море таит в себе множество загадок и истории об исчезнувших кораблях, несомненно, самые захватывающие. В детстве я просто зачитывался книжкой о Бермудском треугольнике, трагические истории пропавших кораблей волновали и пугали мой детский ум. Одна из таких историй — загадка корабля призрака «Мария Селеста» (Maria Celeste), которая, конечно же, нашла свое отражение и на почтовых марках.

Marie Celeste
Marie Celeste. Мальдивы, 1992

История «Марии Селесты»

«Мария Селеста» (или Целеста, что означает Мария Небесная) была обычной, ничем не примечательной бригантиной, водоизмещением 282 тонны, длиной 31 м и осадкой 3,5 м. Построено судно было в Новой Шотландии, что в Канаде, и спущена на воду под именем «Амазонка» (Amazon) в мае 1861 года. В первом же рейсе начались неприятности — тяжело заболел и умер капитан. Во время второго рейса на пути в Лондон бригантина сначала запуталась в сетях у побережья штата Мэн, а уже в Ла-Манше столкнулась с бригом и затопила его. В 1869 году у берегов Новой Шотландии «Амазонка» попала в шторм и была выброшена на берег. Корабль получил серьезные повреждения и владельцы отказались от судна. Потом в течении трех лет то, что осталось от «Амазонки» несколько раз переходило из рук в руки, пока в 1872 году консорциум из новых хозяев не отремонтировал корабль.

5 ноября 1872 года под новым именем «Мария Селеста» бригантина отправилась в новое плавание из Нью-Йорка в итальянскую Геную с грузом 1701 барелей (270 тыс. л) коньячного спирта. Командовал кораблем капитан Бенджамин Бригс. На судне кроме него и 7 членов экипажа находились его жена и 2-летняя дочь.

Месяцем позже, 4 декабря 1872 года, «Мария Селеста» была обнаружена дрейфующей без экипажа в 400 милях от Азорских островов английским бригом «Деи Грация». Корабль выглядел вполне исправным, в трюме было примерно метр воды, но это было некритично. Спасательная шлюпка отсутствовала, не было также хронометра и сектанта. В целом на корабле был порядок, груз не поврежден. Что случилось с командой — было совершенно неизвестно.

Мария Селеста

История сразу же начала обрастать нелепыми подробностями. Был уже конец XIX века, появилась желтая пресса, публика была охоча до всяких тайн, скандалов и расследований. Среди версий было и жуткое морское чудовище, пожравшее команду, и пираты (якобы на судне остался попугай, который кричал «Пираты, пираты!», но почему они не выпили спирт?), и прочая, и прочая. Рассказывали, что «Мария Селеста», когда ее нашли, шла под всеми парусами, что на камбузе еще дымился только что поданный обед, на палубе лежал окровавленный топор… Вобщем версий было без счета. Даже молодой Артур Конан Дойл не прошел мимо столь захватывающей истории и написал рассказ «Свидетельство Хабакука Джефсона», героем которого был уцелевший моряк с «Марии Селесты». Гонорар за рассказ составил, кстати, 30 фунтов, что было весьма неплохой суммой в то время. Таким образом история «Марии Селесты» стала уже частью и мировой культуры.

Что же произошло на самом деле? Существует несколько более-менее правдоподобных версий. По одной из них судно столкнулось с плавучим островом и, опасаясь затопления, капитан приказал грузиться в шлюпку. После чего корабль отнесло дальше, а шлюпка в открытом море была обречена. По другой версии капитан сбился с курса и думал, что находится недалеко от острова Санта Мария (один из Азорских островов). Вода в трюме внушала тревогу, насосы оказались неисправны, и капитан решил добраться до острова на шлюпке. Не добрались.

Еще одна, наиболее правдоподобная гипотеза была высказана дальним родственником Бриггса — Коббом. По мнению Кобба виной всему стал груз корабля — 1701 баррелей спирта. Но не в том смысле, каком вы подумали. Пары спирта в жарком климате могли воспламениться в трюме и вызвать серию небольших взрывов. Боясь новых, более мощных взрывов капитан мог приказать спустить шлюпку на воду и переждать пока трюм проветрится на некотором отдалении от корабля. Но тут поднялся сильный ветер, который отогнал «Марию Селесту» от шлюпки, веревка не выдержала, а догнать набиравшее ход судно у моряков на веслах шансов, увы, было немного… Ну а что же произошло на самом деле, мы никогда не узнаем.

«Мария Селеста» же была отбуксирована в Гибралтар и прослужила еще 12 лет. 3 января 1885 года корабль налетел на рифы у берегов Гаити и затонул. Крушение случилось скорее всего благодаря капитану Гилману Паркеру, который очень хотел получить страховку. Вот такая несчастливая судьба у этого корабля.

А всех интеерсующихся отправляю к подробной и увлекательной книге Льва Скрягина «Тайны морских катастроф».

«Мария Селеста» в филателии

На марках Мальдивских островов «Мария Селеста» появлялась еще один раз — на малом листе, посвященном кораблекрушениям. Вон она в нижнем ряду, средняя. Такой серии у меня нет, а лучшего изображения в сети, увы, не нашел.

Кораблекрушения марки
Мальдивы, 2001

Впервые же на марках «Мария Селеста» появилась в 1964 г. — это была марка Гибралтара.

Марка Мария Селеста
Гибралтар, 1967. Mi:201

Почтой Гибралтара же в 1997 году была выпущена целая серия из 4 марок, посвященная «Марии Селесте». Серия вышла в рамках общеевропейского выпуска «Сказки и легенды» (Tales and Legends). Очень подходящее название.

Марки Мария Селесте
Гибралтар, 1997. Mi:783-786

А марку мальдивскую, открывавшую сегодняшний выпуск вы можете купить в моем интернет-магазине «Корабли на марках».

Купить

Источники и дополнительная информация:

1. Википедия
2. Лев Скрягин. «Тайны морских катастроф»
3. «Катафалки океана». Журнал «Вокруг света», июль 1995

2 Comments

  1. Вот ссылочка на сайт с лучшим изображением марок Мальдивских островов:
    http://stamp-search.com/images/mld0107sh-ship6wrecks.jpg
    Сайт, с которого взято изображение:
    http://coolstamps.com/cgi-bin/search.cgi?type=search&search=minor&minor=titanic&shop=stamp-search&amount=10&num=1

    Спасибо за интересный пост и успехов!

    • dns038

      Дмитрий, спасибо! К сожалению это другой блок из той же серии. И размер тот же самый, видимо источник у нас один))

Добавить комментарий