Федор Петрович Литке (1797-1882) и путешествие к Новой Земле

Продолжим рассматривать марки из серии, посвященной русским географическим экспедициям. Сегодня на очереди история исследований островов Новой Земли, предпринятых экспедицией под руководством Фёдора Петровича Литке в 1821, 1822, 1823 и 1824 годах.

Статьи о предыдущих марках серии — В.М. Головнин (1776-1831). Экспедиция на Курильские острова (1811) на шлюпе «Диана», И.Ф. Крузенштерн (1770-1846). 1-я русская кругосветная экспедиция (1803-1806) на шлюпах «Надежда» и «Нева».

Ф.П. Литке (1797-1882). Экспедиция к Новой Земле

Название:
К 300-летию Российского флота. Географические экспедиции
Федор Петрович Литке (1797-1882)
Страна:
Россия
Дата выпуска:
22 ноября 1994
Код по каталогу:
АО «Марка» 188
Михель RU 407

Фёдор Петрович Литке

Фёдор Петрович Литке принадлежал к славной плеяде моряков, выходцев из остзейских немцев. Его дед Иван Филиппович Литке (Иоганн Филипп Литке) приехал в Петербург в 1735 году. Он был ученым богословом, лютеранским пастором. Отёц Фёдора Петровича — Петр Иванович Литке был военным, принимал участие в битвах при Ларге и Кагуле в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и служил адъютантом у князя Н.В. Репнина.

Фёдор родился в Петербурге 17 сентября (28 сентября) 1797 года. Во время родов его мать умирает. В своей автобиографии Фёдор Петрович пишет:

…приближался первый и несчастнейший час моей жизни. 17 сентября 1797 года сделался я убийцею моей матери. Появление мое на свете пережила она не более двух часов…

Отец женился вторично, но брак был неудачным. Новая молодая жена отравила его последние годы жизни, а детям стала злой, жестокой мачехой. Когда Фёдору было 10 лет, умирает и его отец, мальчик остается круглым сиротой. Образованием его никто не занимался и всё тяжелое и опасное время юности Фёдор был предоставлен самому себе. Только благодаря твердости характера и любознательности он не пропал, сам занимался своим образованием, помногу читал. И неизвестно как сложилась бы судьба будущего адмирала, если бы на него не обратил внимание муж старшей сестры Натальи капитан-лейтенант флота И.С. Сульменев. Их взаимные долгие беседы о море, корабельной жизни увлекли мальчика и по ходатайству Сульменева в 1812 году Фёдор Литке поступает под его команду на флот. Во время службы в 1813 г. Литке участвует в осаде Данцига, где отличился, был произведен в мичманы и награжден орденом Анны 4-й степени.

Ф.П. Литке

В 1817 г. Фёдор Литке получает назначение на шлюп «Камчатка», отправляющийся в кругосветное плавание под началом Василия Михайловича Головнина. В этом путешествии Фёдор Петрович получает бесценный опыт, из юного мичмана превращается в опытного флотоводца. В этом плавании Литке сблизился с другим будущим великим путешественником Фердинандом Врангелем, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Головнин Камчатка
Кругосветное плавание В.М. Головнина на «Камчатке» (1817-1819)

В.М. Головнин высоко оценил профессиональные и личные качества Литке и по возвращению рекомендовал Фёдора Петровича к руководству экспедицией по исследованию Новой Земли. В то время Новая Земля оставалась фактически terra incognita. Со времен плаваний Баренца в 1594-1597 и Розмыслова в в 1768-1769 гг. серьезных исследований тех мест не предпринималось. Карты Новой Земли и окрестных земель были весьма примитивны.

Северный Ледовитый океан привлекал мореплавателей возможностью более короткого пути из Атлантического океана в Тихий, в Китай и далее к богатым восточным странам. Обширный новоземельский архипелаг как раз лежал на пути этих плаваний, против которых была сама суровая северная погода и льды. Одной из первых европейских экспедиций по отысканию северо-восточного прохода было плавание в 1553 г. английской флотилии, состоящей из трех кораблей под началом Хью Уиллоби. Корабли пересекли Северное море и двинулись далее на север. Во время одной из бурь один из кораблей под командованием капитана Ченслера отстал. В сентябре два оставшихся судна встали на якорь в устье реки Варзина (Кольский полуостров). Зимовка окончилась трагически, все 70 участников экспедиции погибли. Они были найдены на следующую весну лопарями. Вещи с обоих судов доставлены в Холмогоры и по повелению царя возвращены англичанам, которые так узнали об участи погибшей экспедиции. Отставший же капитан Ченслер, укрывшись после разлуки с адмиралом в Вардгоусе, поплыв опять к востоку, вошел в Белое море и прибыл, наконец, в западное устье реки Двины, к Никольскому монастырю. Этим положено было начало торговли России с Англией.

Голландский путешественник Вильям Баренц в 1594-1597 годах трижды пытался найти северо-восточный проход. Во время третьей экспедиции он вместе со своими людьми был вынужден зазимовать на Новой Земле. Вскоре после окончания зимовки и отплытия с островов Баренц умер от цинги. Эта экспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. В честь Вильяма Баренца названо Баренцево море.

На старинных картах хорошо видно, что даже к началу XIX века восточный берег Новой Земли остается совершенно неизвестным мореплавателям и картографам.

Новая Земля
Новая Земля (Атлас Joan Blaeu, 1665) (Источник: www.davidrumsey.com)
Новая Земля
Новая Земля (Атлас Gaspari, 1817)

Экспедиция штурмана Розмыслова в 1768-1769 была первой русской научной экспедицией, снаряженной специально для изучения и описи Новой Земли. Она не только произвела съемку Маточкина Шара (пролив между Северным и Южным островами), но и собрала интересные сведения о природе новоземельских островов.

В 1819 году была создана специальная экспедиция во главе с лейтенантом А.П. Лазаревым. Инструкция, данная Лазареву, ставила перед ним задачу описать в одно лето всю Новую Землю и остров Вайгач и кроме того определить географические координаты Канина Носа и острова Колгуева. Масштаб поставленных задач, конечно, никак не соотносился с реальным положением дел и и возможностями того времени. И экспедиция неминуемо закончилась полной неудачей. Лазарев даже ни разу не высаживался на Новой Земле и ограничился лишь плаванием вдоль западных берегов. Некоторые привезенные им сведения впоследствии оказались сильно ошибочными. По возвращении в Архангельск оказалось, что более половины команды больны цингой, а трое в дороге умерло.

Поэтому инструкции, данные Литке, были уже не в пример осторожнее. В частности ему было указано:

Цѣлъ порученія, вамъ дѣлаемаго, не есть подробное описаніе Новой Земли, но единственное обозрѣнiе на первый разъ берѳговъ оной и познаніе величины сего острова по опредѣленію географическаго положенія главныхъ его мысовъ и длины пролива, Маточкинымъ шаромъ именуемаго — буде тому не воспрепятствуютъ льды или другія какія важныя помѣшательства

27 июля 1821 года экспедиция в составе 43 человек на бриге «Новая Земля» вышла из порта Архангельска и отправилась на северо-восток. Продовольствия было припасено на 16 месяцев на случай непреднамеренной зимовки. 31 июля экспедиция достигла берегов Новой Земли, где экипажем проводилась описание берегов. Работы первого года были по существу только разведкой, во время которой Литке изучал условия плавания в северных морях и проверял морские качества корабля. А условия были опасными. 31 июля 1821 года, лавируя к северу от острова Моржовца, бриг «Новая Земля» сел на мель, которая с тех пор носит имя Литке. В конце августа бриг взял курс назад на Архангельск, куда прибыл 11 сентября.

Литке Новая Земля
Ф.П. Литке у берегов Новой Земли. Художник П. Павлинов

На следующий год с 9 июля по 17 августа Литке занимался исследованием берегов близ Мурманска и сразу по окончании работ сразу отправился к Новой Земле. Во время экспедиции 1822 года был исследован пролив Маточкин шар, уточнены его географические координаты, описан берег до южного Гусиного Носа. Начавшийся шторм заставил прекратить работы, и 12 сентября пошли в Архангельск.

Успех второго года побудил продолжать работы и в 1823 году. Во время третьей экспедиции была закончена опись пролива Маточкин шар. Карта Розмыслова оказалась достаточно близкой к истине. Длина пролива по Розмыслову отличалась от определенной Литке на три мили. Из Маточкина Шара Литке пошел к югу и 31 августа дошел до Кусовой Земли, закончив таким образом опись западного берега Новой Земли до самой южной оконечности. Карские ворота были чисты ото льда. Однако Литке, боясь быть прижатым льдами к берегу и быть вынужденным к зимовке, не пошел в Карское море. Возвращаясь бриг налетел на каменную банку, был сломан руль и сорвана обшивка. Когда гибель казалась уже практически неизбежной, порыв ветра снял судно с отмели. Только исключительная прочность «Новой Земли» спасла Литке и его спутников от смерти. Благодаря героизму и прекрасной выучке команды бриг дошел 12 сентября до Соломбалы. Несмотря на аварию успехи третьего года были значительны. Помимо описи берегов Новой Земли, Маточкина Шара, острова Колгуева и астрономических определений, Литке в нескольких местах произвел магнитные наблюдения. За эту экспедицию Ф.П. Литке был награжден 1-го февраля 1823 г. чином капитан-лейтенанта.

Маточкин шар

Оценивая итоги трехлетних работ, Литке пишет:

В первые три экспедиции совершено было, по-видимому, все то, что возможно совершить у берегов Новой Земли на мореходном судне, снабженном не для зимовки: западные и южные берега, равно как и пролив Маточкин, были описаны; двухлетнее покушение проникнуть к северному берегу было неуспешно, по причине сплошных льдов в той стороне; осмотреть восточный берег с мореходного судна был мало надежды по причине льдов же, кои, по всем известиям, почти никогда того берега не оставляют.

В 1824 год была предпринята попытка достичь восточного берега. Однако сплошные льды помешали этому и успехи четвертой экспедиции были невелики.

Литке бриг Новая Земля
«Бриг „Новая Земля“ под командованием Ф. П. Литке у берегов Новой Земли». Худ. Валентин Печатин

По окончании экспедиции Литке приступил к обработке собранных материалов и в 1826 г. закончил своё сочинение «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 годах», которое было впоследствии переведено на немецкий язык известным естествоиспытателем Эрманом. В предисловии к немецкому изданию книги Эрман писал:

При съемке и описании всех достигнутых им (Литке) пунктов Ледовитого океана он настолько превзошел всех своих предшественников научным тщанием и беспристрастием своих суждений, что эти работы нельзя пройти молчанием ни в истории мореплавания, ни в истории географии

Опубликование результатов новоземельской экспедиции доставило Литке мировую известность.

Карта Литке Новая Земля
Маршруты плаваний Ф.П. Литке к берегам Новой Земли в 1821-1824 гг.

Едва Литке успел окончить свою книгу, как был назначен командиром шлюпа «Сенявин» на котором и отправился в своё второе кругосветное плавание, длившееся с 1826 по 1829 г. Но это уже совсем другая история.

Марка Литке и шлюп Сенявин 1947
Ф. П. Литке (1797-1882). Шлюп «Сенявин»
СССР, 1947. Соловьев 1111, Михель 1089

Первым же северно-восточным маршрутом прошел финский мореплаватель Нильс Норденшельд в 1878-1879 годах. Правда его путешествие продолжалось два сезона — в конце сентября 1878 г. его корабль «Вега» на 9 месяцев вмерз в лед всего в 195 км от Берингова пролива.

Вега
«Вега». Финляндия, 1996.
Михель 1436 (нет в коллекции)

За одну навигацию Северный морской путь впервые прошел ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 г., под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина.

Марка ледокол Сибиряков
СССР, 1977

В честь Ф.П. Литке тоже был назван ледокол, построенный в Англии в 1909 г. и купленный Россией во время первой мировой войны. На ледоколе, или как его тогда называли ледорезе «Ф.П. Литке» в 1934 г. впервые за одну навигацию был совершен переход по Северному морскому пути по направлению с востока на запад. Капитаном в том плавании был Н. М. Николаев.

Марка ледокол Литке
СССР, 1977

А на Новой Земле в советские годы был устроен полигон по испытанию атомных бомб. В частности здесь 30 октября 1961 года была взорвана 56 мегатонная Царь-бомба, взрывная сейсмическая волна от которой три раза обогнула земной шар.

Бриг «Новая Земля»

Бриг «Новая Земля» был специально построен для арктических экспедиций на Соломбальской верфи, поэтому имел усиленную обшивку. Строитель — корабельный мастер 5 класса Андрей Михайлович Курочкин. Заложен 4 декабря 1817 г., спущен на воду 10 июля 1819 г.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 200 т
  • длина — 24,4 м
  • ширина — 6,1 м
  • осадка — 1,3 м
  • высота борта — 2,8 м
  • вооружение — 16 пушек (во время арктических путшествий 6 3-фунтовых пушек)
Бриг Новая Земля
Чертеж брига «Новая Земля» (источник: А.А. Чернышев «Российский парусный флот». М. 2002

После участия в арктических экспедициях Ф.П. Литке бриг «Новая земля» служил в Беломорском флоте, занимал брандвахтенные посты (наблюдение за движением судов и особенно за входом и выходом на рейд; на брандвахтенном корабле ведется запись всех приходящих и уходящих судов) в устье Северной Двины и у острова Мудьюг, ходил к Соловецким островам. Разобран в 1841 г. в Архангельске.

О марке

Марка, посвященная Ф.П. Литке и бригу «Новая Земля» была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены кругосветному путешествию И.Ф. Крузенштерна 1803-1806 гг., экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции В.М. Головнина по исследованию Курильских островов.

На марке изображен портрет Ф.П. Литке, карты маршрута экспедиции во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг. В центре рисунка марки, на фоне горных массивов – изображение брига «Новая Земля» среди арктических льдов.

Тираж марок — 800 000 шт. Бумага — мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация — рамочная 12 x 11½.

Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров.

Литке конверт

Литке карточка

Ф.П, Литке и бриг «Новая Земля» попали еще на марку Джибути в 2016 г., правда изображен он на фоне карты Антарктиды, но что с этих джибутян взять, дикари.

Литке марка Джибути

Источники и дополнительная информация

1. Литке Федор Петрович. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля»
2. Википедия
3. Б. Орлов. «Федор Петрович Литке — его жизнь и деятельность»
4. Чернышёв А. А. «Российский парусный флот. Справочник». М. 2002

Добавить комментарий