Первое путешествие Джеймса Кука и парусник «Endeavour»

При чтении увлекательных повествований об открытии неизвестных земель и морей, нельзя не обратить особенного внимания на чрезвычайные подвиги по этой части знаменитого капитана Джеймса Кука. Он первым раскрыл перед изумленным миром чудеса Австралии, тайны так называемого «Тихого» океана, он значительно расширил границы могущества и владычества Англии, указал торговле новые пути и внес громадный вклад в сокровищницу человеческих знаний.

Именно так начинается книга «Джеймс Кук, великий мореплаватель» автора В.О. Горна, изданная в Санкт-Петербурге в далеком 1874 году. И всё это правда. Джеймс Кук был одним из величайших путешественников своего времени и в мире филателии его подвиги тоже отмечены по заслугам. Начнем знакомство с Джеймсом Куком с его первого путешествия в южные моря на паруснике «Endeavour». И откроет рассказ марка Новой Зеландии 1940 г.

Марка Новой Зеландии - Джеймс Кук и парусник Endeavour

Название:
Endeavour
Страна:
Новая Зеландия
Дата выпуска:
2 января 1940
Перфорация:
13½
Размер:
40х25 мм
Код по каталогу:
Михель NZ 254
Скотт NZ 230

Если вы не забыли школьные уроки географии, то сразу вспомните, почему именно Новая Зеландия так чтит Кука, ну а если нет, то я попозже напомню. А пока же обратимся к нашему герою.

Детство и юность Джеймса Кука

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года в деревне Мартон (ныне часть города Мидлсбро), в округе Клевеланд графства Йоркшир в семье простых крестьян. Отец его был человек работящий, сколотил трудами своими небольшой капиталец и смог арендовать участок земли для ведения собственного хозяйства. Джеймс с детства проявлял большие способности в учебе, на что обратил внимание добрый эсквайр мистер Скоттоу, у которого отец Джеймса и арендовал участок. Скоттоу взял на себя расходы по дальнейшему обучению Кука торговому делу. Но это было совсем не то, о чем мечтал будущий великий путешественник. А мечтал он, конечно, о море. Но Джеймс был скромным и ответственным юношей и, несмотря ни на что, работал в лавке своего хозяина с большим усердием, параллельно продолжая обучение разным наукам, особенно преуспевая в математике. Однажды хозяин лавки, отличавшийся вспыльчивым характером, незаслуженно обидел Джеймса и тот, не стерпев обиду, собрал вещички и уехал домой. И уже после этого Джеймс решил таки пойти за своей мечтой и устроился на небольшое судно «Геркулес» братьев Уокеров и помог ему в этом опять же добрый эсквайр Скоттоу. Было ему тогда 18 лет. Начал он юнгой на угольных рейсах из Ньюкасла в Лондон. Но природные таланты и упорство юноши сделали свое дело, Джеймс вскоре был переведен на новый корабль «Три брата» и наконец вышел в открытое море. Всё это время Кук не прекращал учиться, всё более углубляясь в морские науки, секреты географии и навигации. Вскоре (в 1755 г.) ему было предложено место капитана на одном из судов компании, но Кук всё бросил и устроился простым матросом на военно-морской флот. Вот такой он был человек.

Джеймс Кук Марка
Джеймс Кук. Марка Верхней Вольты (ныне Буркина-Фасо), 1978

Разумеется человек с такими талантами и железной волей не мог долго оставаться простым матросом и буквально через пару месяцев он был назначен боцманом. Вскоре началась семилетняя война с Францией (1756 г.), в которой Кук, будучи военным моряком, принимал участие. В 1758 г. он на судне «Пемброк» отправился в Канаду, где руководил картографированием побережья и определении фарватера реки Святого Лаврентия на подходе к Квебеку. Работа была выполнена успешно и по достоинству оценена английским адмиралтейством. Кук был назначен штурманом на адмиральском корабле «Нортумберленд». В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 года.

Карта фарватера реки Святого Лаврентия, составленная Джеймсом Куком
Карта фарватера реки Святого Лаврентия, составленная Джеймсом Куком
Первая экспедиция

В 1768 году английское адмиралтейство запланировало научную экспедицию в южные моря. Главной целью было наблюдение за прохождением Венеры по солнечному диску, что было удобно сделать по расчетам астрономов с широт Таити. Одновременно экспедиции ставилась задача изучить новые земли и попробовать достичь неизвестного пока южного континента.

Начальником экспедиции был назначен опытный моряк Джеймс Кук. Для экспедиции был приобретен угольщик «Endeavour» («Усилие»). Одни источники говорят о том, что Кук лично выбрал корабль, другие, что приобретение корабля состоялось без его участия.

«Endeavour» был спущен на воду в 1764 году в том же графстве Йоркшир, где родился Джеймс Кук. Первоначально он носил имя «Граф Пемброк». К началу экспедиции это был уже довольно потрепанный корабль. По своему типу «Endeavour» был барком, то есть, как вы наверное помните, на первых двух мачтах он нес прямые паруса, а последняя (бизань-мачта) была оснащена косым латинским парусом. Барки имели небольшую осадку, что было преимуществом в длительных путешествиях — корабль можно было легко вытащить на берег для ремонта.

Технические характеристики барка «Endeavour»:

  • водоизмещение — около 368 т
  • длина — 32 м
  • ширина — 8,9 м
  • скорость — 7-8 узлов
  • вооружение — 22 пушки

«Endeavour» был легок в управлении и отличался хорошей мореходностью, что отмечал сам Кук. У корабля не было медной обшивки бортов, поэтому он очень страдал от червей.

Барк Endeavour - схема
Endeavour — схема (Underhill, Harold Alonso, b 1897 :Endeavour bark (1768)

26 августа 1768 года «Endeavour» вышел из Плимута, в ноябре экспедиция прибыла в Рио-де-Жанейро. В Бразилии Кук задержался больше чем на месяц из-за возникших сложностей при закупке продовольствия. А потом пришлось ждать благоприятных ветров. Наконец в декабре плавание продолжилось и 10 апреля 1769 года «Endeavour» достиг берегов Таити. Кук был строгим капитаном и поддерживал дисциплину в команде, в том числе в общении с местным населением. Миролюбивая политика принесла свои плоды и наблюдения за Венерой прошли благополучно.

Проведя три с половиной месяца на Таити Кук отправился на поиски Южного континента. Экспедиция продвинулась до 40-й параллели, но поиски не дали результатов и Кук повернул к Новой Зеландии, где он провел 6 месяцев составляя карту береговой линии. На берегу одной из бухт, где «Endeavour» встал на ремонт, Кук, поднявшись на возвышенность сумел разглядеть пролив между двумя новозеландскими островами, названный впоследствии проливом Кука.

Карта Новой Зеландии, составленная Джеймсом Куком
Карта Новой Зеландии, составленная Джеймсом Куком

Фрагмент карты Новой Зеландии, составленный Куком, изображен на юбилейной марке Доминики.

Марка Джеймс Кук - Доминика

Название:
Cook’s map of New Zealand, 1770
Страна:
Доминика
Дата выпуска:
16 июля 1979
Код по каталогу:
Михель DM 623
Скотт DM 628

В апреле 1770 года Кук подошел к берегам Австралии. На берегу Кук обнаружил множество ранее неизвестных растений, поэтому залив назван был им Ботаническим.

В июне корабль сел на мель и был серьезно поврежден. Для ремонта «Endeavour» был вытащен на берег. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим Барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды, усеянной мелями и подводными скалами. Огибая риф пришлось пройти на север 360 миль. Во время этого перехода Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).

Endeavour
Endeavour на ремонте в Австралии, 1770

В Индонезии на корабль проникла малярия, многие моряки умерли. На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Endeavour» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Индонезии до Кейптауна погибли 22 члена команды, а также несколько ученых. Подлечившись и отдохнув в Кейптауне экспедиция отправилась дальше.

Endeavour Джеймс Кук

12 июля 1771 года Кук вернулся в Англию. Продолжительность плавания составила 1052 дня, длина закартографированной береговой линии — более 8000 км. Из 96 человек экипажа в Англию вернулось 40, при этом от цинги не умерло ни одного человека, и это был первый случай в морской истории.

Результаты экспедиции были весьма значимы для науки того времени. Астрономические наблюдения за Венерой были использованы для расчетов расстояния от Земли до Солнца, была изучена Новая Зеландия и Австралия, открыты несколько проливов, в том числе между островами Новой Зеландии, открыт Большой барьерный риф, ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.

Путешествия Джеймса Кука
Путешествия Джеймса Кука. Маршрут первого выделен красным
Карта первого путешествия Джеймса Кука
Старинная карта с маршрутом первого путешествия Джеймса Кука (www.britishempire.co.uk)

Но это еще не всё. Где же успел побывать Джеймс Кук мы узнаем в следующих сериях.

Судьба Endeavour

Как я уже сказал, Endeavour был уже не новым кораблем, когда отправлялся в путешествие. К тому же его не обшитый медью корпус очень страдал от червей. И в Англию парусник вернулся довольно потрепанным.

После ремонта в августе 1771 г. корабль был продан некоему Джеймсу Гордону и использовался на рейсах к Фолклендским островам. Барк после продажи получил новое имя «Лорд Сэндвич» – в честь Первого лорда Британского Адмиралтейства Джона Монтегю, четвёртого графа Сэндвича (да-да, бутерброды названы в честь него). После этого плавал в морях Северной Америки. В 1778 году, чтобы помешать проходу французской флотилии, «Лорд Сэндвич» и ещё 12 судов были затоплены около Ньюпорта (штат Род-Айленд).

Парусник Endeavour
Как был устроен Endeavour. Реконструкция Robert W Nicholson/National Geographic/Getty Images

Весной 2016 г. исследователи из организации «Rhode Island Marine Archaeology Project» (RIMAP) объявили, что им удалось определить место затопления корабля. В ближайшее время планируется начать работы по подъему того, что осталось от парусника. Тогда и будет ясно, правы ли оказались парни из RIMAP.

В честь первого корабля Джеймса Кука был назван командный модуль космического корабля «Аполлон-15». В ходе его полёта была осуществлена четвёртая высадка людей на Луну.

Существует действующая полноразмерная реплика «Endeavour», которая принадлежит Австралийскому национальному морскому музею.

Австралийская реплика Endeavour
Австралийская реплика «Endeavour». Фото Ronen Zilberman/AP

И австралийская же марка, посвященная «Endeavour» и его реконструкции.

Endeavour - марка Австралии

Страна:
Австралия
Дата выпуска:
9 февраля 1995
Код по каталогу:
Михель AU 1458
Скотт AU 1510

У меня в коллекции есть еще несколько марок с парусником «Endeavour» и я думаю что это не конец.

Дополнительная информация:
1. Сайт, посвященный Джеймсу Куку (www.captcook-ne.co.uk/)
2. Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top