Сегодняшний рассказ — о самом знаменитом парусном корабле Швеции «Wasa» («Васа»), первое и единственное плавание которого продлилось около получаса, и поэтому при жизни прославиться он просто не успел. А знаменит «Васа» тем, что это самый старый сохранившийся парусник, и всё это благодаря слабосоленому Балтийскому морю в котором не водится ракушка-древоточец. Но обо всем по порядку.
А поводом к рассказу будет появление в моей коллекции шведских марок выпуска 1969 г., посвященных паруснику «Васа».
Скотт SE 830 |
История парусника «Васа»
«Васа» был спущен на воду 10 августа 1628 года. В Европе в это время бушевала тридцатилетняя война католиков с протестантами. Швеции, воевавшей на стороне немецких протестантов, было необходимо усиление на Балтийском море. Таким усилением и должен был стать новый флагман шведского королевского флота «Васа».
Заложен корабль был весной 1626 г. на верфи Блазиенхольмен, сейчас это остров почти в центре Стокгольма. Работами руководил голландский мастер Хенрик Хюбертссон. Самое деятельное участие в постройке корабля принимал тогдашний король Швеции Густав II Адольф. Вот он на шведской марке 1920 г.:
Активное участие короля, а также то, что Хенрик Хюбертссон в ходе постройки корабля скончался, и определило в конце концов трагическую судьбу «Васы».
«Васа» должен был стать самым большим и тяжеловооруженным кораблем на Балтике. Его длина была 69 м, высота с мачтами — 52,5 м, высота кормы почти 20 м, тоннаж 1300 т.
Имя свое корабль получил в честь шведского короля Густава Васы. Причем Васа — это было не имя, а прозвище, означавшее сноп сена. Густав Васа собрал воедино шведские земли в единое государство, как колосья в сноп. Еще он ввел престолонаследие, утвердил протестантство в качестве государственной религии и сделал Стокгольм столицей.
А вот и сам Густав Васа на шведской марке 1921 г.:
Густав II Адольф непременно хотел установить как можно больше пушек на корабль, коих и было общим числом 64. Из которых 48 орудий были 24-фунтовые, более чем по тонне каждое. Для такого количества пушек в проект пришлось вводить изменения и строить вторую палубу, хотя изначально корабль был задуман как однопалубный. Мастера предлагали компенсировать увеличение высоты расширением судна, но король не согласился, так это привело бы к снижению скорости. В результате корабль получился крайне неустойчивым и чуть не затонул прямо во время испытаний, когда 30 матросов перебегали веселой толпой от борта к борту. Капитан корабля адмирал Флеминг, боясь расстроить короля, предпочел закрыть на это глаза.
И вот, погожим воскресным днем 10 августа 1628 года «Васа» при большом стечении народа впервые вышел из Стокгольмской гавани. Пройдя всего 1300 метров после небольшого порыва ветра «Васа» накренился, черпнул открытыми орудийными портами балтийской воды и при всем честном народе затонул. Погибло от 40 до 50 человек. Вот как описано сие событие в отчете государственного совета:
“ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.
В 1953 году корабль решили найти и попробовать поднять на поверхность. Через 3 года поисков 23 августа 1956 года «Васа» был найден. Предлагалось множество планов по его подъему, среди прочего — наполнить корабль шариками от пинг-понга, чтобы он всплыл. Но поднимали «Васу» в конце концов на понтонах, для чего под килем судна были пропущено несколько канатов. И, наконец, 24 апреля 1961 года корабль был поднят. Технология подъема изображена на марке островов Тёркс и Кайкос 1996 г. (такой в коллекции нет).
Интересующихся историей подъема и реставрации «Васы», которая длилась целых 27 лет, я отсылаю к подробной и очень интересной статье С. Маттсон-Поповой из журнала «Наука и жизнь» №12 за 2007 г.
Сейчас «Васа», чей богато украшенный корпус сохранился почти на 95%(!!!) хранится в собственном музее в Стокгольме на острове Дьюргарден.
Подробно ознакомиться с историей и конструкцией корабля Wasa можно в богато иллюстрированной книге Бьорна Ландстрома (скачать с Яндекс.Диска). Книга на английском, но картинки можно рассматривать и не зная языка.
Марки в честь корабля «Wasa»
Первые марки в честь «Васы» были выпущены в Швеции в 1969 г. Это был буклет из 10 марок с изображениями парусника и деревянных резных фигур.
Техника печати — металлография (гравюра на стали), автор — чешский гравер Чеслав Сланя (Czeslaw Slania) (1921-2005). По данным Книги рекордов Гиннесса, Сланя является самым плодовитым среди всех гравёров почтовых марок, являясь автором более чем 1000 марок 32 государств и денежных знаков 10 стран мира. Тут можно посмотреть примеры его работ.
В 1990 г. в Швеции были выпущены две марки в серии «Wasa Museum», на которых были изображены нос и кормовая часть корабля. Таких марок у меня в коллекции нет.
За четыре года до этого выпуска к филателистической выставке 1986 г., проходившей в Стокгольме, почта Венгрии выпустила памятную марку с изображением «Васы».
Также «Wasa» засветился на марках таких великих филателистических и морских держав как Парагвай, Гамбия, Чад и Джибути.
Источники и дополнительная информация:
1. «Корабль «Васа». С. Маттсон-Попова. «Наука и жизнь», №12 2007 г.
2. Википедия
3. Музей «Васы»
4. «Корабли. 5000 лет кораблестроения и мореплавания». Брайан Лэйверди. М.: «АСТ», 2004