Если статей про марки СССР на сайте было уже несколько, то марок России, посвященных флоту, можно сказать на сайте и не было пока (Колумб не в счет). Срочно исправляюсь. Сегодняшний рассказ будет о линейном корабле «Евстафий», изображенным на марке России 1996 г., и его последнем бое.
ИТЦ «Марка» 300 |
О корабле «Евстафий»
Линейный корабль Балтийского флота «Святой Евстафий Плакида» был построен на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге мастером Улфовым. Заложен был 30 июля 1762 года.
Характеристики корабля:
- длина — 47,4 м (155 футов 6 дюймов)
- дирина — 14,65 м (41 фут 6 дюймов)
- осадка — 4,5 м
- вооружение — 66 36-ти и 18-ти фунтовых пушек
Свое имя корабль получил в честь святого великомученика Евстафия — небесного покровителя сына императрицы Екатерины II цесаревича Павла.
Корабль принимал участие в военных действиях в Средиземном море в ходе первой русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Погиб в сражении с турецким флотом в Хиосском проливе 24 июня (5 июля) 1770 г.
Хиосское сражение
18 июля 1760 г. эскадра Балтийского флота под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридова вышла из Кронштадта и направилась в Средиземное море. Эскадра состояла из 7 линейных кораблей («Святослав», «Три Иерарха», «Ианнуарий», «Европа», «Три святителя», «Северный орёл», «Евстафий»), фрегата «Надежда благополучия», бомбардирского корабля «Гром», 4 пинков и 2 посыльных судов. На эскадре было 640 пушек и 5582 человек команды ( в том числе 3061 матрос, 1106 морских солдат, 448 морских артиллеристов и 967 солдат Кегскольмского полка, сухопутных артиллеристов и мастеровых).
Задача эскадры определялась так:
Поелику главная всему нашему плану есть цель в поднятии на турков подвластных им народов, — следовательно же и долженствует уступать оной первое место все другие операции… Первым же предметом есть и всегда долженствуют прибыть сухопутные операции графа А. Орлова.»
Спиридов должен был доставить в Грецию сухопутный десант, а также прикрывать войска с моря, препятствуя турецким судам. Екатерина II, воодушевленная планом графа Орлова, возлагала большие надежды на эту операцию:
Я так расщекотала наших моряков по их ремеслу, что они огневые стали…. У меня в отменном попечении ныне флот, и я истинно его так употреблю, как Бог велит, как он еще не был
Переход Спиридова в Средиземное море был долгим и сопряжен со многими бедствиями. Много моряков заболели, не подготовленные к долгим переходам корабли сильно страдали во время осенне-зимних штормов. Смелость и даже рискованность замысла состояла в том, что со времени создания в России регулярного военно-морского флота, его корабли ни разу еще не выходили за пределы Балтийского моря. На сборное место в Порт-Магон на Минорке в конце декабря 1769 г. явилось только 4 корабля и 4 мелких судна, все остальные чинились по разным портам.
Из Порт-Магона отряд из 3 судов отправился в Ливорно, в распоряжение находившегося там графа А. Орлова, остальные 5 судов в середине февраля 1770 г. подошли к Морее, где в порте Витула высадили десант, к которому присоединились восставшие местные жители.
Поражения под Модоном и Триполицей убедили Орлова в ошибочности расчета на успешное содействие местных жителей и после оставления Наварина граф решил сосредоточиться на морских операциях. Эскадра Спиридова была объединена с другой эскадрой, прибывшей в Средиземное море под командованием англичанина на русской службе Эльфистона. Адмиралы не очень ладили между собой и руководство объединенным флотом принял на себя сам Орлов.
В составе объединенной эскадры было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирское судно, 3 пинок, 1 пакетбот и 13 наемных и призовых судов. Граф Орлов держал свой вымпел на линкоре «Три иерарха», которым командовал Самуил Карлович Грейг. Спиридов держал флаг на «Евстафии», которым командовал капитан (впоследствии известный адмирал) Александр Иванович Круз, Эльфинстон находился на линкоре «Святослав». Кроме того, на корабле Спиридова находился брат главнокомандующего генерал-майор граф Фёдор Орлов.
Русские крейсеры, высланные на поиски турецкого флота, обнаружили его стоящим на якоре в Хиосском проливе у берегов Малой Азии. Турки, в числе 16 кораблей, 6 фрегатов и до 60 мелких судов, галер и пр., стояли в беспорядочной линии близ берега с северной стороны входа в Чесменскую бухту. Флотом командовал известный алжирский моряк Джейзайрмо Хассан-бей. Главный же начальник флота капитан-паша Хассан-Эддин находился в лагере сухопутных войск, расположенном на ближайшем берегу.
24 июня 1770 г. в 11-м часу утра при тихом северо-западном ветре русский флот, построясь в линию, пустился на неприятеля. Первым шел корабль «Европа» под командованием капитана Клокачева, за ним шел Спиридов на корабле «Евстафий». Только подойдя на расстояние ружейного выстрела по команде Спиридова «Начать бой с неприятелем!», русские корабли открыли огонь. Вскоре капитан Клокачев по настоянию греческого лоцмана, указывающего на мель, повернул «Европу» на правый галс и тут же услышал с адмиральского корабля голос Спиридова: «Поздравляю Вас матросом». Спиридов решил, что Клокачев струсил и покидает бой и решил его примерно наказать. «Евстафий» занял место в авангарде русской линии и на него тут же обрушился огонь трех турецких кораблей.
Спиридов с необычайным хладнокровием ходил по палубе «Евстафия» с обнаженной шпагой и образом Св. Иоанна-воина на груди, которым его благословила императрица. Тут же на юте гремел оркестр, музыкантам которого было приказано играть «до последнего». На «Евстафии» был поврежден почти весь такелаж и он, почти неуправляемый, повалился на адмиральский корабль турок «Реал-Мустафа».
Русские моряки вступили с турками в жестокий абордажный бой. Один из матросов бросился срывать кормовой турецкий флаг, его правая рука, протянутая к флагу, была ранена, протянул левую — ранили и ее, матрос вцепился в флаг зубами и только пронзенный турецким штыком упал мертвым на палубу с флагом в зубах. Изорванный в клочья флаг всё-таки был доставлен на «Евстафиий» Спиридову. Хасан-бей, убегая от наших матросов, бросился за борт и был подобран своими шлюпками. Вслед за своим капитаном с «Реал-Мустафы» турки начали массово драпать.
Огнем единорогов с «Евстафия» турецкий корабль был подожжен и пламя быстро перекинулось на наш корабль. Отбуксировать его не удалось и Спиридов вместе с Фёдором Орловым покинули судно. Вскоре горящая мачта турка обрушилась на открытую крюйт-камеру и «Евстафий» взорвался. Погибло 620 моряков. Капитан А.И. Круз взлетел на воздух вместе со своим кораблем, но, уцепившись за обломок мачты, спасся. Вместе с ним уцелело только 9 офицеров и 21 матрос.
В начале 2-го часа дня турецкий флот представлял собой беспорядочную кучу кораблей, спешно бежавших под защиту в Чесменскую бухту. Бегство было беспорядочное, взрыв адмиральского корабля навел на них панический ужас. Наш флот преследовал турок до самой бухты, у входа в которую и стал на якорь.
Этим закончился день 24 июня, день Хиосского, или как еще называют, Первого Чесменского сражения. Наши потери, не считая «Евстафия», были незначительны. Турки же получили очень серьезные повреждения.
Через два дня весь турецкий флот: 15 кораблей, 6 фрегатов, до 50 мелких судов — был сожжен в Чесменской бухте. Русский флот не потерял при этом ни одного корабля, кроме сожженных специально четырех брандеров, сделанных из греческих судов сопровождения. Наши потери — 11 убитых. Турки потеряли до 10 тыс. человек.
Адмирал Спиридов был награжден орденом Святого Андрея Первозванного. В память победы была отчеканена медаль, на одной стороне была изображена императрица, на другой горящий турецкий флот и лаконичная надпись «Был».
Источники и дополнительная информация:
1. Википедия. Григорий Андреевич Спиридов
2. Сайт «Военное обозрение». Адмирал Григорий Спиридов
3. «История российского флота (современное издание)». М., Эксмо, 2007. «Архипелагская экспедиция». Очерк, составленный лейтенантом флота Н.Д. Каллистовым
4. Веселаго Феодосий Федорович. «Краткая история Русского Флота». (книга на сайте «Военная литература»).