Винджаммер Preussen (Германия, 1977)

Сегодня будет необычный пост. А необычен он тем, что один из постоянных (по)читателей блога решил стать его автором. И я очень этому рад! Итак, встречайте — дорогой Сергей Михайлович Максимов со статьей о немецком паруcнике-рекордсмене Preussen («Пройсен» или «Пруссия», как вам будет угодно), история которого закончилась весьма печально.

Парусник Preuusen

Название:
Preussen
Страна:
ФРГ
Дата выпуска:
14 апреля 1977
Перфорация:
comb 14
Тираж:
5 791 000
Код по каталогу:
Михель DE 930
Скотт DE B539

Представленная марка является почтово-благотворительной. На таких марках, как правило, указываются сумма почтового сбора, который может быть оплачен данной маркой, а также величина надбавки на благотворительные цели. Что видно по ее номиналу, состоящему из двух чисел.

Торговый парусник «Preuccen» (рус. «Пруссия») — пятимачтовый парусный корабль с цельностальным корпусом. Это был самый большой в мире корабль на тот момент. Назван в честь немецкого государства и королевства Пруссии.

Королевство Пруссия

А теперь по традиции, немного истории, что же за государство Пруссия? Сколько не ищи Пруссию на карте мира, обнаружить ее не удастся. Где же она была и что на ее месте сейчас находится?

А перед тем, как мы углубимся в дебри истории, вот Вам загадка:
В России это назвалось прусским, в Пруссии русским и как это может быть связанно с парусным флотом?
Тех, у кого хватит терпения дочитать этот пост, ответ Вас ждет в самом конце)))

Итак, Пруссия:

До XIII века территорию Пруссии населяли пруссы — группа южно-балтийских племен.
Они являлись одними из прямых преемников так называемой культуры западнобалтийских курганов (ранний железный век, VI—I века до н. э.), располагавшейся на территориях Калининградской области, западной Литвы, северо-восточной Польши, северо-западной Белоруссии. Первые поселения пруссов возникли на побережье нынешнего Калининградского залива. Затем, вплоть до IX века, пруссы мигрировали на запад, к нижнему течению Вислы. В 13 в. Тевтонский орден (католический духовно — рыцарский орден, основанный в Палестине в конце 12 в.) захватывает эти земли и основывает здесь Тевтонское государство.

После поражения в Грюнвальдской битве 1410 году начался упадок Тевтонского ордена. Ливонские земли отделились, образовав Лионскую конфедерацию. После Тринадцатилетней войны в 1466 году западная часть Орденского государства выделилась в «Королевскую Пруссию», войдя в состав Польского королевства. Оставшаяся часть северо-восточная (находилась под непосредственным управлением великого магистра). В 1525 Великий Магистр Тевтонского Ордена Альбрехт Бранденбургский, перейдя в протестантизм, по совету Мартина Лютера секуляризовал (изъял земли из духовного ведения) земли Тевтонского ордена в Пруссии, превратив их в светское герцогство, находящееся в вассальной зависимости от Польши.

В 1618 прусское герцогство присоединяется к курфюршеству Бранденбургскому. С целью уничтожения ленной зависимости Пруссии от Польши и достижения её суверенитета, курфюрст принял участие в шведско-польской войне 1655-1661 годов. Победа над поляками, одержанная при помощи бранденбургских войск, значительно усилила позиции курфюрста. 20 ноября 1656 Карл Х заключил с курфюрстом договор, по которому Фридрих-Вильгельм получал полный суверенитет в Пруссии. Теперь на карте Европы появляется новое государство Бранденбург-Пруссия, которое благодаря усилиям Фридриха Вильгельма I значительно усиливается и обрастает новыми землями. 18 января 1701 г. в Кенингсберге курфюрст Бранденбургский Фридрих III был коронован королём Пруссии и принял титул Фридриха I, при этом название «Пруссия» было присвоено всему Бранденбургско-Прусскому государству.

Пруссия в середине XVII века
Пруссия в середине XVII века

С 1740 по 1850 Пруссия вела многочисленные войны, и ее армия была одной из сильнейших армий в Европе.
18 января 1871 года в Версале министр-президент Пруссии Бисмарк и прусский король Вильгельм I объявили о создании Германской империи. С этой даты начинается история Пруссии в составе единого Германского государства.
Новая империя Бисмарка стала одним из самых могущественных государств из стран континентальной Европы. Господство Пруссии в новой империи было почти столь же абсолютным. Пруссия имела три пятых площади империи, и две трети её населения. Императорская корона стала наследственной короной прусской династии Гогенцоллернов. Но в ноябре 1918 г. монархия в Германии была ликвидирована, и Пруссия стала одной их германских земель. После окончания войны с фашистской Германией Пруссия была разделена: часть ее отошла Польше, часть — России (Калининградская область), часть осталась у Германии.

Ну вот, с государством Пруссия мы разобрались (еще в 1945) , теперь вернемся к главной теме данного поста — торговый парусник «Пруссия».

Парусник «Preuccen» (рус. «Пруссия»)

История гласит, что вдохновителем постройки «Пруссии» стал император германии Кайзер Вильгельм II, во время посещения парусника «Потоси» 18 июня 1899. После разговора с императором владелец судоходной компании «Ferdinand B. Laeisz» заказал постройку нового корабля. Все корабли судоходной компании начинались на букву «П», оставалось только придумать еще несколько букв и название готово. Такой грандиозный корабль, наверное, был обречен быть назван в честь великого государства, и получил название «Пруссия». (прим. ред.: а первый корабль этого судовладельца назывался «Пудель»)

Интересный факт: младшим братом «Пруссии» был корабль «Падуя» принадлежавший той же судоходной компании, название которого также было на «П». И что же тут интересного и чем знаменит этот парусник, спросите вы. А вот чем: в 1946 г. судно перешло по репарациям в собственность СССР и было переименовано в честь известного русского мореплавателя адмирала И.Ф. Крузенштерна (прим. ред.: и такая марка есть, но о ней позже).

Технические характеристики:

  • заложен — август 1901г
  • тип судна — грузовой корабль
  • стоимость — 1,200,000.00 марок(около 300 000 долл. на момент постройки)
  • дата спуска на воду — 07 мая 1902 г.
  • место постройки — верфь Johann C. Tecklenborg
  • владелец — Ferdinand B. Laeisz, Гамбург
  • корпус — цельностальной
  • водоизмещение — 11,330 тыс. т
  • грузоподъемность — 8,1 тыс. т
  • длина — 147 м
  • ширина — 16,4 м
  • высота- 68.0 м
  • осадка — 8,23 м
  • максимальная скорость — 20 узлов
  • средняя скорость — 8 узлов
  • экипаж — 45 чел.
  • двигатели- как вспомогательное оборудование для парусных лебедок, погрузочного оборудования, насосов, генераторов
  • план парусности — 47 парусов всего, в том числе 30 прямоугольных парусов, 17 косых парусов
  • площадь парусов — 73,260 кв. м
  • масса парусов — около 260 тонн

парусник Preussen (Пруссия)

Во время строительства корабль задумывался как прототип для парусных кораблей будущего, и в его конструкции было много инноваций. Но прогресс не стоял на месте, и пароходы все активнее вытесняли парусники с просторов морей и океанов. «Пруссия» был единственным в мире кораблём такого класса с пятью мачтами и с шестью прямоугольными парусами на каждой мачте. После спуска на воду и первых рейсов корабль получил славу самого быстрого парусного корабля после эпохи клиперов (прим. ред.: их ещё называли «винджамеры» — выжиматели ветра). За уникальные характеристики и отличительные особенности корабль получил прозвище «царица из цариц морей». Как написал о «Пруссии» писатель Алан Вильсерс: «Без сомнения, это был великолепный парусник из всех, которые видел мир»

В свой первый рейс «Пруссия» отправилась 31 июля 1902 по маршруту Гамбург-Икике (Чили) и прошла его за 64 дня. За свою недолгую жизнь корабль совершил 12 рейсов Гамбург-Чили-Гамбург и одно кругосветное путешествие через Нью-Йорк и Йокогаму (Япония), устанавливая рекорды скорости в процессе переходов. Рекордом тогда считался, например, переход на 57 дней из Лизарда в Икике (2 февраля – 1 мая 1903 года). Когда парусник прибыл в Нью-Йоркскую гавань, почти все жители города вышли встречать его, чтобы увидеть и приветствовать этот величественный корабль. Судно, в основном, предназначалось для перевозки селитры из Чили в Европу.

Парусник Пруссия
«Пруссия» в гавани Нью-Йорка

Крушение «Пруссии»

Незадолго до полуночи 5 ноября 1910 года небольшой британский почтовый пароход «Брайтон», недооценив высокую скорость «Пруссии», вопреки регламенту пытался пересечь курс корабля, что привело к столкновению. «Пруссия» была серьезно повреждена и потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Корабль встал на якоря, а «Брайтон» направился в г. Дувр, чтобы вызвать помощь для отбуксировки «Пруссии» в ближайший порт. 6 ноября 1910 в районе столкновения начался шторм, обе якорные цепи парусника были порваны, корабль был выброшен на подводные скалы и сел на мель.

Попытки 12 буксиров снять корабль с мели не увенчались успехом. Экипаж, часть оборудования и груза были спасены. Парусник был разбит штормами о скалы Дувра и его остов долго напоминал о человеческой беспечности.

Впоследствии капитан «Брайтона» был признан виновным и лишен капитанской лицензии. Таким образом, опасное вождение с лишением прав управления транспортным средством применялось в Англии более ста лет назад, а у нас в стране это административное правонарушение только введено в ПДД.

В 2000 году по образу и подобию «Пруссии» был построен польский круизный лайнер «Royal Clipper».

«Пруссия» неоднократно появлялась на почтовых марках разных стран, увидеть эти марки можно здесь.

Крушение-Пруссии
Крушение «Пруссии»

Рассказ о корабле подходит к концу осталось только дать ответ на загадку:

В России это назвалось прусским, в Пруссии русским, и как это может быть связанно с парусным флотом?
Ответ: Рыжий таракан, или прусак (лат. Blattella germanica) — вид тараканов из семейства Ectobiidae.
Родиной таракана является южная Азия, из которой он был завезён в Европу а далее и в Северную Америку. В России этих тараканов стали называть «прусаки», считая что этот вид насекомых попал к нам из Пруссии, так как основное нашествие тараканов на Россию совпало по времени с Наполеоновскими войнами. В то же время в Германии и Чехии этих насекомых называли «русскими», полагая, что они были завезены из России.

Считается, что в Европу насекомые попали в вещах крестоносцев, или даже еще до них македонцы принесли в своих сумках и телегах «прусаков» в родные города, и там, в условиях жуткой антисанитарии, тараканы почувствовали себя даже лучше, чем в дикой природе.

А как таракан связан с парусным флотом? Буквально за несколько столетий тараканы «прусаки» распространились по всему миру. А кроме как на кораблях под парусом в те давние времена попасть на другие континенты было невозможно.

Литература:

  • Blöß, H.:Glanz und Schicksal der Potosi und Preußen, Hamburgs und der Welt größte Segler.
    Schmidt, Kiel, 1960.8vo, 513 pp, ill.
  • Hamecher, H.: Fünfmast-Vollschiff Preußen Königen der See. Der Lebensweg eines Tiefwasserseglers.
    Hamecher, Kassel, 1993
  • Kaemmerer, W.: Das Fünfmast-Vollschiff Preußen, erbaut von Joh. C. Tecklenborg A.-G., Schiffswerft und Maschinenfabrik in Bremerhaven-Geestemünde
  • Zeitschrift der Vereins deutscher Ingenieure, Bd. 48, Nr 34, Berlin, 1904
  • Prager, M.: Die Fahrtgeschwindigkeit der Segelschiffe auf großen Reisen.
    Annalen der Hydrographie, 1905

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top