Календарная зима только настала, а кажется, что она уже вечность, как-будто мы в Антарктиде или в Гренландии какой-нибудь. Ну в Антарктиде мы уже побывали, и не раз, а Гренландии еще нет. Ну так почему бы и нет? Или как говорят французы — Pourquoi Pas? И вот сегодня у нас рассказ о марке Гренландии с изображением французского исследовательского корабля с легкомысленным именем «Pourquoi Pas?».
Марка большая и очень красивая, напечатана методом металлографии. Одна из моих любимых. Да, у любимчиков преимущество.
Поль-Эмиль Виктор и гренландские экспедиции
Как я уже сказал, на марке изображен французский исследовательский парусный корабль Pourquoi Pas? (почему бы и нет?) среди льдов Гренландии. А привела его туда в тот день тяга к приключениям известного французского путешественника, исследователя и писателя Поля-Эмиля Виктора.
Поль-Эмиль Виктор (имя при рождении Поль Эжен Штейншнейдер) родился в 1907 г. в Женеве (Швейцария) в еврейской семье. Учился в университете Лиона, затем в Национальной школе морской навигации в Марселе. В 1933 году получил степень бакалавра по литературе и естественным наукам в университете Парижа. После встречи с известным французским путешественником и полярником Жаном-Батистом Шарко Виктор решил реализовать свою мечту о дальних путешествиях. В 1934 г. он вместе с Шарко на его корабле Pourquoi Pas? отправился в свою первую экспедицию в Гренландию, где потом бывал неоднократно. «Это земля моей мечты» — написал Виктор о Гренландии. Экспедиция продлилась почти год. С Виктором были антрополог Роберт Гессе (Robert Gessain), геолог Мишель Перез и режиссер Фред Мате-Стевенье (Fred Matter-Steveniers). Отважные исследователи изучали геологию и флору Гренландии, а также быт ее коренных жителей.
В 1939 г. Виктор был призван на фронт. В 1941 г. оказался на службе в ВВС США, после войны получил американское гражданство, но остался верен Франции. В 1947 г. создал организацию под названием Французские Полярные Экспедиции (Françaises Polaires Expéditions), которая под его руководством организовала более 150 полярных экспедиций, из которых 17 в Антарктиде.
В 1951 году в ходе одной из экспедиций, Виктор пришел к выводу, что под ледяным щитом Гренландии скрывается не один остров, а три, что стало его самым большим научным открытием.
После выхода на пенсию уехал в Бора-Бора, где написал более 30 книг про свои путешествия. Некоторые переведены на русский язык, самая известная — «Ездовые собаки — друзья по риску». Умер в 1995 г. В честь него названа гора в Антарктиде.
Как прекрасна Гренландия можно убедиться посмотрев небольшой видеоролик, правда корабль там другой
Croisière au Groenland sur le Rembrandt Van Rijn from Grand Nord Grand Large on Vimeo.
Pourquoi Pas? — корабль на марке
Изображенный на марке корабль Pourquoi Pas? был четвертым судном под таким названием, построенным великим исследователем Арктики Жаном-Батистом Шарко.
Pourquoi-Pas? IV был трехмачтовым барком, оснащенным паровым двигателем. На корабле было три лаборатории и библиотека. Построен корабль был на верфи Франсуа Готье в Сен-Мало, Франция в 1908 г.
Технические характеристики:
- водоизмещение — 445 т
- длина — 40 м
- ширина — 9,2 м
- осадка — 3,2 м
- мощность двигателя — 450 л.с.
- скорость — 7,5 узлов
- экипаж — 40 человек
В 1908 году Шарко на Pourquoi Pas? отправился в Антарктиду, где и зазимовал на острове Петерманн среди пингвинов.
В 1912 году Pourquoi-Pas? становится первым учебным кораблем французского военно-морского флота. С началом Первой мировой войны Шарко вооружает свой сугубо мирный корабль и даже участвует в боевых действиях. После войны с 1918 по 1925 год Шарко на Pourquoi-Pas? участвует в многочисленных экспедициях в Северной Атлантике, Средиземноморье и у Фарерских островов, изучая морское дно.
С 1925 года, Шарко в связи с почтенным возрастом перестает быть капитаном корабля, но продолжает плавания в качестве руководителя экспедиций. В 1926 году Шарко на Pourquoi-Pas? исследовал восточное побережье Гренландии и привез много окаменелостей и образцов насекомых и местной флоры. В 1928 г. Шарко участвует в поисках пропавшего Амундсена.
В 1934 году Шарко и Pourquoi-Pas? доставили в Гренландию этнографическую экспедицию во главе с Поль-Эмилем Виктором, этот момент и изображен на марке.
16 сентября 1936 г. корабль попал в ужасный шторм и потерпел крушение на рифах в 1,5 км от исландского берега. Командир корабля Жан-Батиста Шарко и 40 членов экипажа, ученых и рыбаков, погибли в тот день. Pourquoi Pas? возвращался из ее тринадцатой исследовательской экспедиции в Арктику, когда отказ двигателя вынудил корабль направиться в Рейкьявик на ремонт. Жан-Батист Шарко был очень уважаем в Исландии и потеря Pourquoi Pas? стала большой трагедией не только для французов, но и для исландцев. В день проведения панихиды по погибшим в Рейкявике были закрыты все магазины.
Именем Шарко названы пролив и гора в архипелаге Кергелен, полуостров на Земле Александра I, залив у северной части Антарктического полуострова, мыс у основания шельфового ледника Шеклтона и, наконец, имя Жана-Батиста Шарко носит фрнцузская антарктическая станция на Земле Адели.
Именем Pourquoi-Pas? назван один из островов в Антарктиде.
Ну вот. Сначала было холодно, а теперь еще и грустно. Но такова судьба…
Мы говорим не «штормы», а «шторма» —
Слова выходят коротки и смачны:
«Ветра» — не «ветры» — сводят нас с ума,
Из палуб выкорчевывая мачты.Мы на приметы наложили вето —
Мы чтим чутье компасов и носов.
Упругие тугие мышцы ветра
Натягивают кожу парусов.На чаше звездных — подлинных — Весов
Седой Нептун судьбу решает нашу,
И стая псов, голодных Гончих псов,
Надсадно воя, гонит нас на Чашу…
/В.С. Высоцкий/