Дания — стандартный выпуск (1927-1940)

Сегодня будет небольшая заметка о небольших марках. Я уже признавался в любви к стандартным выпускам, и вот сегодня новая серия об одних из самых любимых. Очень морская страна сегодня и кому как не ей изображать на своих стандартах парусники. Итак, Королевство Дания.

Марка Дании - Парусник

Название:
Caravel
Страна:
Дания
Дата выпуска:
1927-1940

Дания очень удачно расположена между Северным и Балтийским морями на пересечении основных морских торговых путей, поэтому вся история страны связана с морем. Кстати, полуостров, на котором расположилась Дания, называется Ютландия.

Карта Дании
Дания на карте Европы

Дания - флаг и герб
Дания — флаг и герб

Приблизительно между 790 и 1066 годами современный полуостров Ютландия был центром империи викингов, которая простиралась от Балтийского моря до Северной Америки. Викинги были настоящими хозяевами северных морей, их морские путешествия наводили настоящий ужас на соседей. Но о кораблях викингов позже.

Первое упоминание собственно Дании (Danmark) встречается на рунических погребальных камнях на могиле короля викингов Горма Старого (годы жизни: ориентировочно 900-958, правил: 936-958). Горм Старый считается первым королем Дании. При его преемнике Гаральде Синезубом (годы жизни: ориентировочно 935-986, правил: 958-986) Дания приняла христианство. С этого момента викинги стали называться датчанами. И вообще датская королевская династия считается старейшей в Европе!

Горм Старый Король Дании
Горм Старый. Автор Август Карл Вильгельм Томсен (1813-86)

История почты Дании начинается с постановления короля Кристиана IV от 24 декабря 1624 года, которым он учредил национальную почтовую службу. Служба состояла из девяти главных маршрутов и управлялась мэром Копенгагена и несколькими гильдиями. 1 июля 1819 года пароход «Каледония», курсировавший между Копенгагеном и Килем, начал перевозить почту, став первым почтовым судном в Дании.

Первые датские марки появились в мае 1851 г.

Первые марки Дании
Первые марки Дании

Эмиссионная политика датской почты отличается большой сдержанностью. В основном выходят стандартные марки, причём рисунки их не изменяются в течение многих лет. Сегодняшние марки выпускались с 1927 по 1940 г. Выделяют три разновидности:

  • первый выпуск — 1927 г, зубцовка 14×14½, сплошной фон
  • второй выпуск — 1933-1934 гг., зубцовка 12¾, фон в виде сетки (“Type I”)
  • третий выпуск — 1933 – 1940 гг., зубцовка 12¾, фон в виде сетки (“Type II”)
Марки Дании
Отличия в фоне

Type I и Type II имеют отличия в числе точек между буквой D и рамкой марки.

Дания марки

Встречаются еще разновидности марок отличающиеся размером камней в короне, наличием или отсутствием крюка на мачте и так далее. В общем лупа — первый друг филателиста!

Как я сказал, марки выпускались долго, разновидностей их много как по выпускам, так и по номиналам. Вот мой небольшой выводок:

Стандартные марки Дании, 1927-1940
Стандартные марки Дании, 1927-1940

В каталогах указано, что на марках изображена каравелла. Изображение весьма схематичное, но скорее всего так и есть. Каравелла как тип судна характерна скорее для флотов Португалии и Испании, но ее удачная конструкция была заимствована корабелами всей Европы. В северной Европе в XV-XVI веках был популярен такой тип корабля, как «северная каравелла», перенявшая лучшие черты португальской каравеллы и испанского галеона. Каравеллы были трехмачтовые, две первые мачты несли прямоугольные паруса, последняя — косой (латинский) парус. Под бушпритом ставили прямоугольный парус, а над марсом главной мачты — большой марсель. Что собственно мы и видим на марке.

Примером северной каравеллы может служить шведское судно «Элефантен» («Слон»):

  • водоизмещение — 450 т
  • длина без бушприта — 32,8 м
  • ширина — 7,5 м
  • осадка — 3,6 м
Парусник Элефантен Швеция
Парусник «Элефантен», Швеция 1560 г. (Иллюстрация из книги Ш. Гуляш «Парусники. Малая энциклопедия»

Источники:
1. Википедия
2. Ш. Гуляш «Парусники. Малая энциклопедия». Минск, 1996

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top