Фритьоф Нансен (СССР, 1961)

В 1961 году Почта СССР выпустила памятную марку, посвященную норвежскому исследователю Арктики Фритьофу Нансену. На марке номиналом 6 копеек изображен портрет Нансена и его парусник «Фрам», дрейфующий во льдах Северного Ледовитого океана.

Кто же был такой Фритьоф Нансен и почему он удостоился чести быть изображенным на советской почтовой марке? Это был несомненно великий человек, настоящий герой своего времени.

Марка Фритьоф Нансен

Название:
100 лет со дня рождения Фритьофа Нансена
Страна:
СССР
Дата выпуска:
30 декабря 1961
Тираж:
5 000 000
Код по каталогу:
Михель SU 2570
Соловьев 2653
Художник:
Л. Завьялов
Технические данные:
Печать: глубокая, металлография
Зубцовка: 11,5

Фритьоф Нансен

Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen) — норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии. Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Осло в семье преуспевающего адвоката. Род Нансенов — датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. Фритьоф с юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии. Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану, что и определило его будущие научные увлечения. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885—1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани.

В 1888 г. в 27-летнем возрасте Фритьоф Нансен вместе с пятью товарищами осуществил переход через Гренландию от восточного берега её до западного, что до него никто не делал. Маршрут перехода составил 660 км.

В 1893 году Нансен отправился в еще более опасное путешествие — к Северному полюсу. Цель путешествия была в проверке теории Нансена о существовании океанского течения от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. План был в том, чтобы вморозить свой корабль в полярные льды и далее дрейфовать вместе с ними, куда вывезет течение. Для путешествия был построен специальный корабль «Фрам», достаточно прочный для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. Но дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу на лыжах, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. К сожалению их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 — 19 мая 1896 гг.). В целом теория Нансена подтвердилась — судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан.

В дальнейшем Фритьоф Нансен вел активную научную и общественную деятельность. В 1900 г. он совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену. С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины.

Нансен был одним из немногих, кто лояльно относился к молодому советскому государству. В 20-е годы Нансен по поручению Международного Красного Креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Нансен неоднократно бывал в СССР и видел все ужасы голода своими глазами. Благодаря его личным усилиям в Россию было переведено более 40 миллионов швейцарских франков, которые пошли на закупку продовольствия голодающим. Зарубежные правительства неохотно помогали норвежскому филантропу, большевики также не до конца доверяли Нансену, который кроме прочего помогал беженцам-белогвардейцам. Но сам Нансен был далёк от внутренних политических конфликтов и просто занимался спасением людей. За неоценимую помощь Нансена нашей стране французский писатель Ромен Роллан даже назвал его «Лучший иностранец России».

За свою активную гуманитарную деятельность в 1922 году Фритьоф Нансен был награждён Нобелевской премией мира.

Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе тело было кремировано, а прах был развеян над Осло-фьордом.

О Корабле «Фрам» (Fram)

Судно «Фрам» (что по норвежски означает «Вперед»), изображенное на марке, было построено по проекту самого Нансена. Конструктор — Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа.

В память строителя «Фрама» Колина Арчера почтой Норвегии были выпущены две марки с изображением портрета корабела и его знаменитого спасательного шлюпа RS-1.

Колин Арчер
Колин Арчер. Норвегия 1941. Mi:232

На «Фраме» в 1893—1912 годах были совершены три экспедиции к Северному и Южному полюсам. «Фрам» был деревянной, парусно-моторной шхуной. Размеры корабля были небольшие, длина была 39 метров. Самой важной была его способность выдерживать давление льда. Для этого борта Фрама были округлой формы, чтобы давление льдов выжимало его на поверхность. Такая форма корпуса и отсутствие киля не самым лучшим образом сказывались на его мореходности, судно было неустойчиво на открытой воде и члены команды часто страдали от морской болезни. Однако во льдах он показал себя превосходно.

Корабль Нансена "Фрам"
Корабль Нансена «Фрам»

Также на «Фраме» были совершены норвежская арктическая экспедиция (1898—1902) под руководством Отто Свердрупа и
знаменитая антарктическая экспедиция (1910—1912), возглавляемая Руалем Амундсеном. Но об этих экспедициях я расскажу как-нибудь потом, когда речь зайдет о посвященных им марках.

«Фрам» сохранен и сейчас находится в собственном музее в Осло.

О марке

Автор портрета на марке — английский художник и фотограф голландского происхождения Генри ван дер Вейде (Henry Van der Weyde). Фотография была сделана как раз после возвращения Нансена из арктического похода.

Фритьоф Нансен
Фритьоф Нансен. Фотограф Генри ван дер Вейде

Все марки с изображением «Фрама» можно посмотреть в моем каталоге.

Источники и дополнительная информация

1. Фритьоф Нансен — большая статья на Википедии
2. «Фрам» (Википедия)
3. Статья о Нансене на портале «Вся Норвегия на русском»
4. Музей «Фрама»
5. Фритьоф Нансен. «Среди ночи и льда»
6. «Полярная сага Нансена. 1893−1896 гг. Дрейф между жизнью и смертью». National Geographic Россия
7. «Единственный». «Вокруг света», сентябрь 2001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top