История отечественного флота (СССР, 1971)

Сегодняшний рассказ будет посвящен серии почтовых марок СССР «История отечественного флота». О первой марке серии — «Ботик Петра I» история уже была, пора поговорить и об остальных. Марки красивые и очень мне нравятся. Мне вообще больше по душе изображения на марках такого классически-графического, гравюрного типа, чем фотомногоцветье современного коммеморатива. В моем кляссере они сейчас на первой странице и открывают мою коллекцию парусников на марках.

Итак. Всего в серии было выпущено 5 марок: «Ботик Петра I» номиналом 1 коп., корабль «Орёл» — 4 коп., корабль «Полтава» — 10 коп., корабль «Ингерманланд» — 12 коп. и фрегат «Владимир» — 16 коп. Серия вышла в декабре 1971 г. Выбор кораблей для изображения на марках не случаен, каждый из них — веха в истории российского флота.

Корабль «Орёл»
Марка корабль "Орел"

Страна:
СССР
Дата выпуска:
15 декабря 1971
Тираж:
5 200 000
Код по каталогу:
Михель SU 3963
Соловьев 4075
Художник:
В. Завьялов
Технические данные:
Печать: глубокая, металлография
Бумага: мелованная
Тип перфорации: рамочная
Зубцовка: 12х11 ½

Корабль «Орел» считается первым российским военным парусным кораблем западноевропейского типа. Построен был по указу царя Алексея Михайловича на окской верфи села Дединово, недалеко от Коломны. За прообраз был взят голландский пинас.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — около 250 т
  • длина — 24,5 м
  • ширина — 6,5 м
  • осадка — 1,5 м
  • вооружение — 22 пищали
  • экипаж — 58 человек (капитан, 22 матроса, 35 стрельцов)

На воду «Орел» был спущен 19 мая 1668 года при большом стечении народа, включая боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, который в то время «корабельными делами ведал». Строительство корабля велось по проекту голландского корабельного мастера Корнелиуса ван Буковена русскими мастерами Яковом Полуектовым и Степаном Петровым. Имя корабль получил в честь символа России — орла, изображенного на государственном гербе.

Считается, что именно на «Орле» был впервые поднят российский бело-сине-красный триколор (или как тогда говорили белого, лазоревого и черчатого цветов).

7 мая 1969 года «Орел» отправился в Астрахань, где и должен был служить, охраняя русские торговые суда. Плавание продолжалось три с половиной месяца, команда, кстати, состояла только из иностранцев под командованием голландца Давида Бутлера.

Служба у «Орла» не сложилась. В следующем, 1670 году он был захвачен восставшими крестьянами Стеньки Разина. Управлять большим кораблем инсургенты не могли и загнали его в протоку реки Кутум, где «Орел», простояв несколько лет без ухода и сгнил.

Конраад Деккер. Вид города Астрахани и корабля «Орёл»
Конраад Деккер. Вид города Астрахани и корабля «Орёл»

Ещё один интересный факт — именно силуэт «Орла» стал прообразом фигурки корабля, установленной на шпиле Адмиралтейства в Петербурге.

Кораблик Адмиралтейства
«Орел» появлялся также на почтовых марках Болгарии, Чада и Мадагаскара. Мадагаскарская марка у меня в коллекции есть, но о ней как-нибудь позже.

Корабль "Орел", почтовая марка Мадагаскара
Корабль «Орел», почтовая марка Мадагаскара

Источники:
1. В.А.Дыгало. «Откуда и что на флоте пошло»
2. Википедия

Корабль «Полтава»
Почтовая марка Корабль "Полтава"

Страна:
СССР
Дата выпуска:
15 декабря 1971
Тираж:
4 500 000
Код по каталогу:
Михель SU 3964
Соловьев 4076
Художник:
В. Завьялов
Технические данные:
Печать: глубокая, металлография
Бумага: мелованная
Тип перфорации: рамочная
Зубцовка: 12х11 ½

На следующей марке изображен корабль «Полтава» — первый линейный корабль (линкор) Балтийского флота. Он также был первым кораблем, который был заложен и построен на Петербургских Адмиралтейских верфях. Строительство корабля было начато в декабре 1709 г., а спущен на воду он был 15 июня 1712 года. В строительстве корабля личное участие принимал Пётр I. Проект корабля был разработан Петром I и корабельным мастером Федосеем Скляевым. Своё название корабль, как не трудно догадаться, получил в честь славной победы над шведами под Полтавой.

Новопостроенный корабль Полтаву спустили на воду. И на том корабле были: царевны Екатерина Алексеевна, Наталья Алексеевна и все царской фамилии, также г. адмирал, вице-адмирал, английский посол и прочих дворов посланники, сенаторы и прочие знатные персоны. До самой ночи довольно веселились.

После спуска на воду корабль отправился в гавань острова Котлин, где был окончательно достроен и оснащен вооружением. Это была обычная практика. так как глубина Финского залива (Маркизовой лужи) у Петербурга была недостаточна для прохода больших кораблей.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — около 1100…1200 т
  • длина — 39,82 м
  • ширина — 11,69 м
  • глубина трюма — 4,6 м
  • вооружение — 54 пушки (22 18-фунтовых, 20 12-фунтовых, 12 6-фунтовых
  • экипаж — в разное время от 300 до 460 человек

По английской классификации корабль соответствовал линейному кораблю 4-го ранга.

Точный внешний вид корабля установить довольно сложно, некоторое представление дает гравюра Питера Пикарта с изображением «Полтавы» (1712-1713 гг.). Данная гравюра послужила источником изображения на марке.

Линейный корабль "Полтава". Питер Пикарт
Линейный корабль «Полтава». Питер Пикарт, 1712-1713

«Полтава» активно участвовала в военных компаниях 1712-1713 гг. против шведского флота, а также во всех последующих. Однако, в значительных сражениях участия не принимала и получала повреждения в основном во время штормов и посадок на мель. В 1729 году корабль был отправлен на очередной ремонт, но из-за недостатка средств отремонтирован так и не был и в 1732 г. был разобран на дрова. Подобная участь постигла многие корабли Петровского флота, который после смерти императора фактически исчез.

В настоящее время по инициативе председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Алексея Борисовича Миллера реализуется проект воссоздания линейного корабля «Полтава», который должен стать центром музейного комплекса, посвященного морской истории России. Подробнее об этом узнать можно на сайте проекта.

У меня в коллекции есть еще одна «Полтава» — на марке Монголии 1981 г. Еще корабль засветился на марке Чада в 2015 г. В 1996 году Банк России выпустил 15 юбилейных монет, на одной из которых был изображен этот известный парусник.

Корабль "Полтава". Почтовая марка Монголии, 1981
Корабль «Полтава». Почтовая марка Монголии, 1981

Источники:
1. Википедия
2. Официальный сайт корабля-музея «Полтава»

Корабль «Ингерманланд»
Марка корабль "Ингерманланд"

Страна:
СССР
Дата выпуска:
15 декабря 1971
Тираж:
4 200 000
Код по каталогу:
Михель SU 3965
Соловьев 4077
Художник:
В. Завьялов
Технические данные:
Печать: глубокая, металлография
Бумага: мелованная
Тип перфорации: рамочная
Зубцовка: 12х11 ½

Следующая марка — лучший и самый любимый корабль Петра I «Ингерманланд».

«Ингерманланд», как и «Полтава» был построен на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Заложен 30 октября 1712 года и спущен на воду 27 июня 1715 г. Свое имя корабль получил в честь Ингерманландии — старого русского названия земель в устье Невы, где и был построен Санкт-Петербург. Проект корабля разработал сам Пётр I совместно с английским кораблестроителем Ричардом Козенцом.

«Ингерманланд» был по английской классификации линейным кораблем 3-го класса, вооружен 64-мя пушками и стал первым русским кораблем с более чем 60-ти пушечным вооружением. «Ингерманланд» вообще оказался первым сразу по целому ряду характеристик. Во-первых, он имел сразу несколько важных конструктивных новинок — отказ от традиционно крутой и высокой кормы, большой завал шпангоутов внутрь, что гарантировало ему большую остойчивость. Такой корабль трудно было взять на абордаж. Правда, завал шпангоутов уменьшал ширину верхней палубы, затрудняя управление парусами и действия канониров у орудий. Кроме того, в волну «Ингерманланд» серьезно качало с борта на борт. Во-вторых, он впервые получил в состав парусного вооружения третий ярус прямых парусов на фок- и грот-мачтах. А в-третьих, стал первым кораблем отечественной постройки, показавшим высокие мореходные качества и хорошую скорость хода. Как сообщал Петр I Ричарду Козенцу уже в 1715 г.:

«…объявляю Вам, что “Ингерманланд” на парусах зело изрядный, так что лучше его нет, и только не отстают от него братья его; а приемыши все назади…»

Приемыши — это европейские корабли, которые Россия закупала для своего флота.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — около 1420 тонн
  • длина по верхней палубе — 46,3 м
  • ширина — 12,8 м
  • осадка — 5,6 м
  • вооружение — 64 пушки (26 24-фунтовых, 26 18-фунтовых, на форкастеле — от 12 до 16 пушек
  • экипаж — 470 человек

«Ингерманланд», 1715 г. (реконструкция И. Иванова и А. Константинова)
«Ингерманланд», 1715 г. (реконструкция И. Иванова и А. Константинова)

Корабль активно участвовал в боевых действиях на завершающем этапе Северной войны. Был флагманом Российского флота с 1716 по 1721 года, на нём в звании вице-адмирала держал (с некоторыми перерывами) свой флаг Пётр I. В 1716 году Пётр I на «Ингерманланде» лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм.

«Ингерманланд» настолько понравился Петру I, что он уже после его первой кампании фактически определился с идеологией дальнейшего развития корабельного состава Балтийского флота. На протяжении последующих 50 лет на российских верфях строились трех-ранговые линейные 66-пушечные корабли, которые по своим характеристикам повторяли «Ингерманланд». И из всех названий кораблей, имевших место при Петре I, только «Ингерманланд» неизменно встречается на протяжении всего XVIII в. Причем связано это название неизменно с 66-пушечными линейными кораблями — эпохи Анны Иоанновны (1733–1735), Елизаветы Петровны (1751–1752) и Екатерины II (1771–1773). 66-пушечные корабли стали главной «рабочей лошадкой» русского флота практически на протяжении всего XVIII в. Подобные корабли составили основу российской эскадры, которая под командованием адмирала Сенявина совершила первый дальний поход русского флота в Средиземное море. Но об этом читайте в следующих выпусках.

Ингерманланд
«Ингерманланд». Реконструкция И.А. Иванов. Журнал «Моделист-Конструктор», №2 1970

В память о славных походах государь приказал: «Хранить для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил, в результате чего в 1738 году во время наводнения корпус «Ингерманланда» наполнился водой и корабль сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Недавно прикупил конверт первого дня с «Ингерманландом». Хвалюсь.

Ингерманланд - конверт первого дня

Источники:
1. Википедия
2. А. А. Лебедев. «Петровский линейный корабль «Ингерманланд в судьбах российского флота»
3. Чертежи «Ингерманланда»
4. Журнал «Моделист-Конструктор», 1970 №2

Фрегат «Владимир»
Почтовая марка Фрегат "Владимир"

Страна:
СССР
Дата выпуска:
15 декабря 1971
Тираж:
3 900 000
Код по каталогу:
Михель SU 3966
Соловьев 4078
Художник:
В. Завьялов
Технические данные:
Печать: глубокая, металлография
Бумага: мелованная
Тип перфорации: рамочная
Зубцовка: 11½х12

Последняя марка серии — Фрегат «Владимир» — несколько выбивается из общего ряда. Во-первых построен он был гораздо позже других (1848 год), а во-вторых, не является парусником в чистом виде. Это парусный пароход. Чем же он заслужил свое место в славном строю? Давайте разбираться.

Пароходо-фрегат «Владимир» был построен в Англии в 1848 году по инициативе адмирала М. П. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1 ранга В. А. Корнилова. Интересно, что по тогдашним английским законам местные верфи не могли строить военные корабли для других государств, так что «Владимир» был по сути контрабандой и продан был под видом покетбота (почтового судна). 25 октября 1848 г. под командой капитан-лейтенанта Н.А. Аркаса «Владимир» ушел в Россию, где получил вооружение и вступил в состав Черноморского флота.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 1 731 т
  • длина — 61 м
  • ширина — 11 м
  • осадка (полная) — 4,4 м
  • мощность паровых машин — 400 л.с.
  • скорость — 11 узлов
  • вооружение — 11 пушек
Фрегат "Владимир"
Иллюстрация из книги Е.В. Веникеева «Пароходо-фрегат «Владимир»

Корабль прожил короткую, но очень яркую жизнь. С началом Крымской войны «Владимир» в составе эскадры вице-адмирала Нахимова обеспечивает действия русских линейных сил. 5 ноября 1853 г. «Владимир» под командованием вице-адмирала В.А. Корнилова и капитан-лейтенанта Г.И. Бутакова, проводит первый в мировой истории бой паровых кораблей. Противником в этом бою выступил турецкий пароход «Перваз-Бахри». Сражение длилось более 3-х часов, турок был захвачен и после ремонта поступил на службу в российский флот под именем «Корнилов».

Схема боя пароходо-фрегата «Владимир» с турецким пароходом «Перваз-Бахри»
Схема боя пароходо-фрегата «Владимир» с турецким пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853

Позже, во время обороны Севастополя, отдельный отряд пароходо-фрегатов под командованием Бутакова постоянно ведет бои с противником. Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 г. пароходофрегаты «Херсонес» и «Владимир» обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию обороны города. Орудия «Владимира» имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям на прибрежных возвышенностях. Тогда Бутаков создал «Владимиру» искусственный крен, и его орудия, впервые в истории русской морской артиллерии, вели огонь по невидимой цели.

Разделяя судьбу черноморского флота, в ночь на 31 августа 1855 года, когда русские войска оставили Южную сторону Севастополя, «Владимир» вместе с другими кораблями был затоплен в Северной бухте Севастополя, преградив проход англо-турецкой эскадре.

Севастополь. Памятник затопленным кораблям
Севастополь. Памятник затопленным кораблям

6 июня 1860 года «Владимир» был поднят и летом 1861 года отбуксирован в Николаев для ремонта, но восстановлен не был и позднее был продан на металлолом.

Марки, посвященные В.А. Корнилову и Г.И. Бутакову Почта СССР выпустила в 1989 году в серии «Адмиралы России» (есть в моей коллекции). На марке, посвященной Корнилову как раз изображен бой «Владимира» и «Перваз-Бахри».

Марка Г.И. БутаковМарка В.А. Корнилов

Источники:
1. Донесение В. А. Корнилова Меншикову о бое пароходо-фрегата «Владимир» с «Перваз-Бахри»
2. «Первый в истории бой паровых судов». Сайт flot.com
3. А.Б. Широкорад. «200 лет парусного флота России». М., Вече, 2007
4. Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top