Корабль Яна ван Рибека (на самом деле нет), (ЮАР, 1926)

Jan van Riebeeck Марка ЮАР
Страна:
ЮАР
Дата выпуска:
январь 1926
Код по каталогу:
Стенли Гиббонс ZA 31
Михель ZA 23A
Ивер и Телье ZA 17

Самая старая марка с парусником в моей коллекции (пока). Однопенсовая марка выпущена в ЮАР в 1926 году и посвящена основателю Кейптауна и бурской народности Яну ван Рибеку.

На самом деле на марке допущена неточность. Ян ван Рибек прибыл на мыс Доброй надежды в 1652 году на паруснике Дромедарис (Drommedaris). На марке же изображен более поздний голландский военный 24-пушечный корабль, его модель ныне находится в Новом музее в Претории. Еще одна ошибка связана с изображением солнца — так как Кейптаун «смотрит» на северо-северо-восток, солнце в изображённом пейзаже должно находиться напротив вершины Столовой горы, если оно заходит, и вообще вне этой картины, если оно восходит. Из-за этого марка достаточно знаменита и входит во все хрестоматийные сборники ошибок на марках.

Сам же Дромедарис выглядел примерно так:

Дромедарис

Парусник Дромедарис (одногорбый верблюд, корабль пустыни) был типичным трехматчовым ост-индцем — торговым кораблем, принадлежащем голландской Ост-Индской компании. Собственно Кейптаун и был основан ван Рибеком как база снабжения компании.

Корабли голландской Ост-Индской компании в XVII веке были лучшими представителями торгового флота Голландии, и по заслугам считались его флагманами. На пике развития (1669 год) компания имела до 150 только ост-индских кораблей, не считая прочих. Типичные голландские ост-индцы имели водоизмещение до 900 тонн, длину около 45 метров и команду до 60 человек.

Ост-индские торговые суда, строившиеся с середины XVII века в Голландии и предназначенные для плавания вокруг мыса Доброй Надежды, который первоначально назывался мыс Бурь, воплотили в себе лучшие качества судов типа флейт и пинас. При этом были пересмотрены конструктивные элементы корпуса в сторону облегчения его связей; взамен громоздких надстроек были созданы более простые; уменьшен объем декоративных украшений судна, что сократило его строительную стоимость. Было упрощено парусное вооружение: на фок— и грот-мачтах устанавливалось только по два ряда парусов, а бизань-мачта, кроме латинского паруса, несла один прямой парус — крюйсель. Сокращение количества парусов незначительно повлияло на скорость хода, но позволило уменьшить численность экипажа. Обычно в пути суда охранялись конвоем военных кораблей, и поэтому собственное артиллерийское вооружение их было небольшим. Пушки относительно малого калибра устанавливались только на закрытой батарейной палубе. Снижение численности матросов и артиллеристов сократило запас продуктов питания и повысило полезную грузоподъемность. Постепенно совершенствуясь, ост-индские суда просуществовали более двух веков (источник).

У меня в коллекции есть еще одна такая марка, но с надпечаткой «5 центов, Кения, Танганьика, Уганда».

Почтовая марка Кения Уганда Танганьика 1926

Кения, Уганда, Танганьика — колониальное образование на месте современных Кении и Танзании, находившееся под управлением Великобритании, существовавшее в 1935-1956 годах. До появления собственных знаков почтовой оплаты использовались марки соседних государств с вот такими надпечатками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top