Латвийские исторические парусники

Продолжаем обозревать новые выпуски. 31 января 2020 г. почта Латвии выпустила марку, посвященную паруснику «Евразия». Марка стала третьей в серии с историческими латвийскими кораблями. И как раз на студенческих каникулах в Риге оказалась моя младшая дочь с поручением эту марку добыть. И вот она у меня! Стоит также наверное сказать, что история моей семьи связана с Латвией, до войны на хуторе под Даугавпилсом жила моя бабушка. Так что марки Латвии не совсем для меня чужие.

Где находится Латвия и откуда она взялась думаю все представляют, не будем на этом останавливаться. Перейдем сразу к почтовой истории.

Карта Латвии почтовые индексы
Карта Латвии с почтовыми индексами

Общедоступная почтовая связь на территории современной Латвии появилась в 1632 году. Латвия, а точнее Лифляндия, находилась в то время под шведским владычеством. И в 1632 году почтмейстером Лифляндии и Пруссии был назначен рижский купец Якоб Беккер (Jacob Becker), который и организовал в Риге регулярную общедоступную почту, коей могли пользоваться купцы и прочие горожане. Вновь устроенной почтой принимались письма в Ревель (Таллин) и в города Западной Европы. Первоначально почта была частным предприятием Беккера. Он принимал плату за почтовые отправления, из неё покрывал расходы и получал определённую прибыль. Постепенно почтовая связь развивалась, появлялись новые маршруты, на дорогах Рига — Дерпт (Тарту), Рига — Пернов (Пярну) и Дерпт — Везенберг (Раквере) были созданы почтовые станции с лошадьми и наемными всадниками.

В 1655 г. появилась первая заграничная почтовая линия из Риги в Москву по маршруту Рига — Вастселиина — Псков — Новгород — Москва. Инициатором создания этой почтовой линии был основатель российской регулярной почты боярин А. Л. Ордин-Нащокин.

Ничего если мы в рассказ о латвийских марках вставим одну маленькую марку СССР? Латвия же тоже была частью этой семьи народов.

Марка Ордин-Нащокин
А.Д. Ордин-Нащокин, из серии «100 лет русской почтовой марки», СССР 1958

Между почтмейстерами Москвы и Риги был заключён договор об условиях пересылки почты. В нём предусматривалось, что почтальоны Москвы и Риги должны были обмениваться корреспонденцией в Печорах. Сейчас в Печорах на стене монастыря установлена памятная табличка, я там был, памятное место запечатлел:

Печоры, почтовые врата
Печоры, почтовые врата

После окончания Северной войны восстановлением и дальнейшим развитием почтовой службы на территории Лифляндии занимался полномочный представитель Петра I Герхард Иоганн фон Левенвольде, которому правительственным указанием было поручено восстановить почтовое устройство таким, каким оно было в период шведского правления.

И соответственно первые почтовые марки на территории современной Латвии, а тогда Лифляндской, Курляндской и Витебской губерний Российской империи появились в 1857 г. В том году, как известно, были выпущены первые русские почтовые марки. Вот она марка первого выпуска на письме от 1872 г. из Риги в Баварию:

Конверт, Латвия 1972
Конверт, Латвия 1872

В ноябре 1918 г. после известных событий в России, окончания Первой мировой войны и заключения Брестского мира Латвия провозгласила независимость. И ровно через месяц 19 декабря 1918 года были выпущены первые в истории латвийские марки. На марках были изображены три колоса в кольце на фоне восходящего солнца (символ латышской богини Лаймы) и три звезды, символизирующие три провинции Латвии: Курземе, Видземе и Латгалию. Автором эскиза был латвийский художник Ансис Цирулис.

Первая латвийская марка
Первая латвийская марка, 1918

Примечательным эти марки делает то, что напечатаны они были на оборотной стороне германских военных карт. Бумаги было мало, а карт после немцев осталось видимо много. Вот как это выглядело:

Латвия лист марок 1918

На латвийские марки 1918-1933 гг. можно посмотреть тут

В 1940 г. Латвия была оккупирована СССР и до 1991 г. снова стала частью почтовой сети Российской империи, только теперь советской.

19 октября 1991 года с выпуском первой серии новых марок началась современная филателистическая история Латвии. И к современным латвийским маркам после небольшого вступления давайте и перейдем. А подробнее об истории почты и почтовых марок Латвии можно почитать в обстоятельной статье на Википедии, ссылка как обычно в конце заметки.

Итак, героини сегодняшнего дня марки серии «Исторические корабли XIX века» (History of Navigation). Третья и последняя марка серии с изображением парусника «Евразия» выпущена 31 января 2020 г.

Парусник Евразия
Парусник «Евразия», Латвия 2020

Четырехмачтовый моторный парусный корабль «Евразия» был построен в 1925 году известным латвийским судостроителем Мартиньшем Моргенштерном. «Евразия» была последним крупным латвийским деревянным кораблем. Длина его была 45,5 метров и дедвейт 513 тонн. В 1933 году корабль потерпел крушение и затонул во время перевозки грузов через Атлантический океан.

Модель парусника "Евразия" из Рижского морского музея, 1925
Модель парусника «Евразия» из Рижского морского музея, 1925

Номинальная стоимость марки составляет 1,27 евро, что соответствует почтовому тарифу отправлений в весовой категории от 21 до 100 граммов в пределах Латвии. Автор рисунка — художница Элита Вилиама (Elita Viliama). Тираж 500 000 шт.

Марки были отпечатаны в листах по 10 шт. с художественно оформленными полями. Также был выпущен конверт первого дня.

Лист марок

Конверт первого дня

Как я уже сказал, марка с «Евразией» была третьей в серии, посвященной латвийским историческим кораблям. Первой в 1996 г. была выпущена марка, посвященная крупнейшему латвийскому паруснику «Andreas Weide».

Марка Andreas Weide
«Andreas Weide», Латвия 2016

«Andreas Weide» был построен в колыбели латвийского мореходства городе Айнажи, что на границе с Эстонией, в 1891 году. Длина корабля 47,6 метра, ширина — 9 метров, глубина трюма — 4,9 метра, а дедвейт — 1050 тонн. Экипаж 12-13 человек. Парусник носил имя своего владельца — лесопромышленника Андреаса Вейде. «Andreas Weide» совершал трансатлантические плавания, пока в 1901 году не открылась течь вблизи островов Кабо-Верде у северо-западного побережья Африки. В 1902 году судно со всем грузом было продано в Дакаре, куда было вынуждено зайти на ремонт.

Andreas Veide
«Andreas Veide», акварельный рисунок

Самый большой, а значит и самый известный из построенных в Латвии парусников «Andreas Weide» можно заметить ещё на латвийских марках 2001 г. и 2011 г.

Марка Латвия
История латвийского судоходства, Латвия 2001
Латвия марки
Латвийский торговый флот. Серия «100 лет Латвийской республике». Латвия 2011

В 2017 г. серию продолжила марка с изображением четырехмачтовой шхуны «Abraham» (Авраам), построенной в Вентспилсе в 1891 году известным латвийским судостроителем Мартиньшем Моргенштерном, который построил и «Евразию». Водоизмещение судна 368 тонн, размер 41,5х8,5х4,1 м.

Парусник "Abraham"
Парусник «Abraham», Латвия 2017

«Abraham» ходил в близлежащих к Балтийскому морях и также совершал трансатлантические плавания. Потерпел крушение в Мексиканском заливе в 1897 году. Корабль был отремонтирован в каком-то из портов США, но из-за высокой стоимости ремонта он был позже продан там же по низкой цене и сменил имя на «Margaret». Под этим именем упоминается в «Отчете об американских и иностранных перевозках» 1897 года, но без указания владельца.
Позже Авраам-Маргарет был продан военно-морскому флоту США. И дальнейшая его судьба неизвестна.

Источники и дополнительная информация

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *