В сентябре 2019 г. Королевская почта Великобритании выпустила очень симпатичную серию марок, посвященную британскому флоту (Royal Navy Ships). На пяти из восьми марок серии изображены парусники. Точнее на четырех «настоящие» парусники, и еще на одной броненосный пароходо-фрегат HMS Warrior, основным движителем для которого был паровой котёл, а паруса несли вспомогательную роль. Серия недешевая (10,4 фунта), но на новый год я её приобрел себе в подарок и давайте рассмотрим марки поближе.
Марки горизонтального формата, выпущены в сцепках по 2 марки. На каждой марке с изображением корабля напечатано его имя и год спуска на воду.
Номинал марок:
- Mary Rose — первый класс (First Class, на момент выпуска тариф 1-го класса — 70 пенни)
- HMS Queen Elizabeth — первый класс (First Class)
- HMS Victory — £1.35
- HMS Dreadnought — £1.35
- HMS Warrior — £1.55
- Sovereign of the Seas — £1.55
- HMS King George V -£1.60
- HMS Beagle — £1.60
Технические данные марок:
- размер — 37мм x 35мм
- дизайн — Hat Trick Design
- марок на листе — 30/60
- печать — International Security Printers
- способ печати — Литография
- зубцовка — 14 x 14,5
Купить марки можно в интернет-магазине Королевской Почты Великобритании.
Остановимся на марках с парусниками поподробнее.
Парусник ‘Mary Rose’
Открывает серию марка с изображением парусника Mary Rose — любимого корабля Генриха VIII. Mary Rose — трёхпалубная карака водоизмещением 700 тонн, флагман английского военного флота, построена в Портсмуте в 1510 году. Название парусник получил, вероятно, в честь французской королевы Марии Тюдор (сестры короля) и розы как геральдического символа дома Тюдоров.
Mary Rose находилась на военно-морской службе более 30 лет. 19 июля 1545 года, во время третьей войны Генриха VIII с Францией Mary Rose в составе флота из 80-ти кораблей была направлена в пролив Те-Солент что у острова Уайт в Ла-Манше. Во время поворота судно сильно накренилось и забортная вода хлынула в открытые порты на нижней палубе. Почти весь экипаж погиб. Место крушения обнаружено в 1971 году, были найдены тысячи артефактов. Остатки корабля были тщательно подняты в 1982 году и хранятся в музее в Портсмуте.
Ранее Mary Rose появлялась на британских марках в 1982 и 2009 годах. Серия 1982 г. Maritime Heritage у меня есть на конверте первого дня (Mary Rose справа, а в центре флагман Лорда Нельсона Victory, о котором речь впереди):
В 2009 г. изображение Mary Rose попало на блок, посвященный династии Тюдоров:
Также марки с Mary Rose печатали британские территории Джерси, Гернси, Гибралтар, о-в Святой Елены, а также Суринам, Гамбия, Кот-д-Ивуар, Гренадины, Буркина Фасо.
Подробнее:
HMS Victory
Самый известный и вряд ли ошибусь, если скажу, что и самый изображаемый на почтовых марках британский парусник — 104-пушечный линейный корабль первого ранга HMS Victory. Свою известность HMS Victory приобрел в крупнейшем морском сражении Наполеоновских войн между английским и испано-французским флотами у мыса Трафальгар, где был флагманом Лорда Нельсона.
На воду парусник был спущен 7 мая 1765 года. И до Трафальгара (21 октября 1805 года) стаж HMS Victory насчитывал уже 40 лет активной службы. Правда говорят, что это был уже практически другой парусник, так как Парламент не очень охотно выделял средства на постройку новых кораблей, считая, что ремонт будет дешевле. Адмиралтейские чиновники с этим не спорили, выбивали деньги на «ремонт», а что в ходе ремонта получались практически новые корабли, так зачем об этом трубить налево и направо?
В Трафальгаре корабль участвовал в тяжелых боях против объединенного французского и испанского флотов, в ходе которых Нельсон был смертельно ранен. Между 1808 и 1812 годами HMS Victory был флагманом адмирала Джеймса Саумареса на Балтике.
С 12 января 1922 года HMS Victory находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. Корабль приведён в то состояние, в котором он был во время Трафальгарского сражения, и превращён в музей.
Впервые HMS Victory появился на британских почтовых марках в 1951 году. И это было вообще первое появление парусника на марках Великобритании как ни странно. На марках колоний парусники то печатались давно и в огромных количествах.
Ну и потом уже марок с HMS Victory разными почтовыми администрациями было напечатано более пяти десятков. На британских марках парусник появлялся еще в 1982 году в серии Maritime Heritage, конверт с которой вы уже видели выше.
Из примечательных выпусков, посвященных Трафальгарской битве и HMS Victory в частности нужно отметить серию 2005 г., которая вышла сразу в нескольких странах Британского содружества. При печати марок использовались кусочки древесины из HMS Victory, уж не знаю насколько это правда. У меня такая марка пока одна, выпуска Багамских островов.
Подробнее:
HMS Warrior
Не совсем парусник — HMS Warrior («Воин») — броненосный фрегат британского флота, первый в мире цельнометаллический броненосец для плавания в открытом море, спущенный на воду 29 декабря 1860 года. В дополнение к паровой машине номинальной мощностью 5267 л. с. броненосец нёс полное корабельное парусное вооружение площадью 4497 м².
Корабль закончил очень долгую военно-морскую карьеру в 1978 году, после 50 позорных лет службы в качестве плавучего нефтяной базы. Полностью восстановленный HMS Warrior теперь хранится в Портсмуте как часть Национального музея Королевского флота.
Корабль не часто появлялся на почтовых марках, я обнаружил его только на марках Бутана (1989) и Ангильи (2002).
Подробнее:
Sovereign of the Seas
Известный парусник Sovereign of the Seas (Повелитель морей) — построен в 1637 году знаменитыми кораблестроителями Питером и Финеасом Петтами для короля Карла I Стюарта. Впоследствии парусник послужил прототипом для крупнейших боевых кораблей XVII века.
Sovereign of the Seas обладал водоизмещением 1522 тонны и нес на своих палубах 102 бронзовые пушки. Это был крупнейший и мощнейший по вооружению корабль своего времени. Sovereign of the Seas находился на регулярной службе в течение трёх англо-голландских войн, в это время частично был перестроен с уменьшением вооружения и понижением высоты борта для облегчения и придания большей маневренности. В течение правления Вильгельма III Оранского (1688—1702) парусник уже обветшал и не использовался в активной службе. Карьера корабля закончилась 27 января 1696 года в Чатеме в результате случайно возникшего на борту пожара. В честь него было названо несколько других, более поздних линейных кораблей.
Впервые Sovereign of the Seas появился на марке Сан-Марино в серии «Исторические парусные корабли в 1963 г. Далее он был отмечен почтами Венгрии (1988), Антигуа и Барбуды (1996), Парагвая (1996), Экваториальной Гвинеи (1979).
Подробнее:
HMS Beagle
10-ти пушечный бриг HMS Beagle постройки 1820 г. был ничем непримечательным кораблем британских ВМФ. Назван в честь породы собак бигль. В 1825 году судно было приспособлено для геодезических работ и передано в Гидрографическое управление, работающее над морскими картами для Королевского флота. Первое путешествие «Бигля» (1826–30) было в Южную Америку, где проводилось исследование побережья Патагонии и Огненной Земли.
Второе путешествие (1831–36) обеспечило кораблю место в мировой истории, благодаря тому, что капитан Роберт Фицрой выбрал в качестве ученого и компаньона молодого Чарльза Дарвина. Экспедиция вновь посетила Южную Америку, затем обогнула земной шар. На основе научного материала, собранного во время путешествия на «Бигле» Чарльз Дарвин написал свой знаменитый труд «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859), в котором изложена теория эволюции.
Последнее путешествие HMS Beagle состоялось в 1837–1843 гг., с целью составить карту побережья Австралии. Затем это судно использовалось в качестве статичного судна береговой охраны для сбора таможенных платежей и противодействия контрабанде на реке Темзе. HMS Beagle был разобран в 1870 г.
Благодаря Дарвину и знаменитому путешествию HMS Beagle не раз попадал на почтовые марки — Тувалу (1977), Сейшелы (1981), Кокосовые острова (1986), Гамбия (1988), ЮАР (1999), Монголия (2000), Куба (2009), Британские территории в Индийском океане (2009), Уругвай (2009), Палау (2010)
Подробнее:
И в заключении рисунок с обложки, в которой были марки, дающий представление о сравнительных размерах парусников:
Ну и совсем в заключение поделюсь болью и возмущением — вот так Королевская почта производит гашение. Получил заказ в таком конверте, продавец явно хотел приятное сделать, а почтовик сделал так:
Барк «Бигл» впервые изображён на 20с марке Эквадора 1936г
на ней же приводится и название корабля и портрет Дарвина.
Спасибо за информацию!