Duquesa Santa Ana, Ирландия, 1988

В недавней заметке о паруснике Polly Woodside я нелестно отозвался о филателистической продукции Ирландии. Хочется исправиться и показать вам весьма симпатичную ирландскую марку. Марка симпатичная, а сюжет её грустный — гибель во время шторма испанского корабля Duquesa Santa Ana. Почему вдруг на ирландской марке испанский корабль? Давайте разберемся.

Корабль Duquesa Santa Ana

Название:
Spanish Armada 1588 (Duquesa Santa Ana)
Страна:
Ирландия
Дата выпуска:
6 октября 1988
Перфорация:
гребенчатая 15х14
Размер:
40х30 мм
Печать:
офсет
Код по каталогу:
Михель 663
Скотт 728

Гибель Непобедимой Армады

К середине 16-го века Испания была единственной мировой сверхдержавой. Правил страной король Филипп II (из знаменитого рода Габсбургов) и в те годы над его империей, а не над британской, никогда не заходило солнце.

Король Филипп II
Испанский король Филипп II

Во владения Филиппа II входили не только испанские королевства Кастилия и Арагон, но и Неаполитанское королевство на юге Италии, итальянские острова Сардиния и Сицилия, несколько княжеств на севере Италии, территория нынешних Голландии и Бельгии (Испанские Нидерланды).

В 1580-81 годах, когда король Португалии умер без наследника, Филиппу удалось возглавить это королевство, прибрав к рукам и мощный португальский флот и все заморские владения. Кроме того, испанская корона контролировала обширные участки Центральной и Южной Америки, включая современную Мексику («Новая Испания») и большую часть того, что сейчас является испаноязычной Южной Америкой (вице-королевство Перу). Оттуда в Испанию тяжело груженные галеоны регулярно поставляли огромное количество золота и других драгоценных металлов, которые финансировали дальнейшие завоевания. Империя Филиппа также включала современные Филиппины, а после союза с Португалией, побережье современной Бразилии и форпосты в Индии и Африке.

Испанские владения
Испанские владения в конце 16-го века

И только Англия была Филиппу как кость в горле. Протестанская ересь, казнь католички Марии Шотландской, Френсис Дрейк и другие пираты, грабящие галеоны с золотом, активная поддержка Англией восставших голландцев, всё это очень раздражало Филиппа. И к середине 1580-х годов между Англией и Испанией накопилось столько противоречий, что все понимали — скоро война. Последней каплей для Филиппа II стало массированное нападение англичан в 1586 году на испанские транспорты практически у испанских берегов в Галисии, у Канарских островов и также на Карибах, что привело к большим потерям ценностей. Потери такого масштаба нельзя было прощать, и Филипп II поручил своим министрам подготовиться к вторжению в Англию с целью смены режима Елизаветы I.

Королева Англии Елизавета I и Френсис Дрейк
Королева Англии Елизавета I и Френсис Дрейк

Первоначальный испанский план ​​атаки на Англию в 1586-87 годах состоял из трех частей. Начинаться всё должно было с высадки в Уотерфорде на юго-востоке Ирландии, чтобы отвлечь английские силы от основного штурма через Ла-Манш, который должны были совершить испанские части из Фландрии. Однако всё пришлось переиграть после того, как в 1587 году Фрэнсис Дрейк предпринял разрушительную атаку на испанский порт Кадис, уничтожив многие корабли и большую часть складов.

В следующем году испанцы придумали более простой план. «Непобедимая армада» — флот из 130 военных кораблей и кораблей снабжения, возглавляемый герцогом Мединой Сидонией, должен был отплыть из Лиссабона через Корунью и соединиться с армией Фландрии, которой руководил Алессандо Фарнезе, герцог Пармы. Эти силы, насчитывающие 37 000 солдат и еще 260 транспортных кораблей, ожидали в Кале.

Испанский флот и испанская армия бесспорно были сильнейшими в Европе на тот момент. В памяти современников еще живы были воспоминания о славной победе испанцев над флотом Османской империи при Лепанто в 1571 году. И если английский флот тоже был не промах, то армии у Англии фактически не было. Если бы испанский десант был бы успешен, то исход войны был бы почти предрешен. У Англии была одна надежда на своих моряков и Френсисиса Дрейка.

20 мая 1588 года испанский флот в составе шести эскадр («Португалия», «Кастилия», «Бискайя», «Гипускоа», «Андалусия» и «Левант») вышел в море из устья реки Тахо. Всего в «Армаде было 75 военных и 57 транспортных судов с 2431 орудием, на борту которых находилось 8 тыс. матросов, 2 тыс. невольников-гребцов, 19 тыс. солдат, 1 тыс. офицеров, 300 священников и 85 врачей. 29 июля 1588 года вся эта масса кораблей и людей вошла в Ла-Манш.

Испанская Армада
Испанская Армада у английских берегов, Июль 1588 г. JХудожник Cornelis Claesz Van Wieringen

Первоначально течения и попутные ветра благоприятствовали испанцам, однако герцог Медина промедлил и это было его ошибкой. Изменившейся ситуацией умело воспользовались англичане, выведя свои меньшие по размеру и оттого более маневренные суда в тыл армаде. Сражение продолжалось несколько дней. Хотя англичане владели стратегической инициативой, решающего перелома в битве не наступало, испанцы потеряли всего несколько кораблей. Получив подкрепление, порох и ядра англичане 8 августа у Гравелинской отмели пошли в очередную решительную атаку. Английские корабли вышли на близкую дистанцию и начали обстреливать испанцев, по-прежнему уклоняясь от абордажного боя. Несколько испанских кораблей было уничтожено и повреждено. Бой остановился, когда у англичан закончились боеприпасы. Но безоговорочной победы не было, испанский флот сохранил основные силы, боеспособность была подорвана только дефицитом снарядов. Испанцы приняли решение отступить.

Хронологию битвы можно проследить на английской серии марок 1988 года:

марки Великобритания

Отступать обратно по Ла-Маншу испанцы, опасаясь нападения англичан, не решились и отправились вокруг британских островов на север. В конце августа испанские корабли вышли в Атлантический океан. Неправильно определив координаты из-за того, что корабли были снесены Гольфстримом, о существовании которого испанцы не знали, испанские шкиперы слишком рано дали команду забирать к югу и уцелевшие части Армады налетели на скалы Ирландии. Во время штормов испанцы потеряли в кораблекрушениях больше кораблей, чем во время битвы с англичанами в Ла-Манше. Всего 24 корабля и более 6000 человек навечно осталось у ирландских берегов.

Крушение корабля Непобедимой армады
Крушение корабля Непобедимой армады во время шторма. Иллюстрация из ‘Spanish Pictures’ (Samuel Manning, 1870)

В конце сентября – начале октября уцелевшие корабли достигли берегов Испании. Вернулось около 60 кораблей и 10 тыс. человек. Остальные корабли погубили штормы и крушения. С этой точки практически и начался закат империи испанской и восхождение другой великой империи — британской.

Маршрут движения Непобедимой Армады
Маршрут движения Непобедимой Армады

Корабль Duquesa Santa Ana

Корабль Duquesa Santa Ana (Герцогиня Санта Анна), изображенный на ирландской марке, открывшей сегодняшний рассказ, был обычной испанской карракой или нао (корабль), как называли такой тип военно-транспортных кораблей сами испанцы. Построена Santa Ana была в 1585 году. В Армаде входила в андалузскую эскадру общим числом 12 кораблей. Командором эскадры был Дон Педро де Вальдес. Капитаном корабля был Педро Марес (Pedro Mares).

Основные параметры:

  • водоизмещение 900 тонн
  • размеры — 39,7 x 11,3 x 5,33 м
  • вооружение — 23 пушки
  • Карака
    Типичный испанский корабль того времени

    Погиб корабль одним из первых во время обхода Ирландии 26 сентября 1588 года в бухте Лоугрос (Loughros), графство Донегол.

    Карта гибели кораблей Непобедимой Армады у берегов Ирландии
    Карта гибели кораблей Непобедимой Армады у берегов Ирландии

    Непобедимая Армада в филателии

    Сражение англичан с Непобедимой Армадой не раз появлялось на почтовых марках. Ирландскую и английские марки из своей коллекции я уже показал, посмотрим что было еще.

    Из причастных к английской короне местностей можно отметить также марку острова Мэн с портретом Елизаветы II и парусниками, вышедшую в 2003 г. в серии, посвященным английским монархам прошлого.

    Марка Мэн Армада

    Тюдоры конверт

    Вот еще Елизавета I на марке Сент-Люсии 1984 года.

    марка Елизавета I и испанская армада
    Елизавета I и испанская армада. Сент-Люсия 1984

    Флагману английского флота в битве с Армадой HMS Ark Royal (Корабль Его Величества «Королевский ковчег») также были посвящены несколько марок. Об этом корабле как-нибудь попозже. Для иллюстрации же приведу марку Британских Виргинских островов 2003 г.

    Корабль Ark Royal
    Корабль Ark Royal. Британские Виргинские острова 2003

    Флагманским кораблём Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медины-Сидонии был галеон Nuestra Señora del Rosario. Вот он на марке Сент-Винсента 1988 года:

    Корабль Nuestra Senora del Rosario
    Корабль Nuestra Senora del Rosario. Сент-Винсент 1988

    А вот и корабль знаменитого Френсиса Дрейка в этом бою — Revenge, всё в той же серии Сент-Винсента:

    Корабль Revenge. Сент-Винсент 1988
    Корабль Revenge. Сент-Винсент 1988

    Ну и блок из этой серии, Армада входит в Ла-Манш:

    Испанская Армада
    Сент-Винсент 1988

    Марки разных Гамбий и Танзаний временно опустим. Ну на этом пожалуй и всё. Надеюсь Ирландские марки я немного реабилитировал.

    Источники и дополнительная информация

    1. «8 августа 1588 г. британский флот разгромил испанскую «Непобедимую армаду»» Сайт «Военное обозрение»
    2. «Ireland and the Spanish Armada 1588». The Irish History
    3. «The Spanish Armada». Britishbattles.com

Добавить комментарий