Первые марки Перу

Мой дорогой друг и соавтор Сергей Михайлович, из дальних странствий по Новому Свету возвратясь, привез мне ворох местных сувениров. А какой сувенир наиболее дорог сердцу филателиста? Не буду томить с ответом — правильно, марки! И среди них были и первые марки далёкой станы Перу, да не простые, а внутри другой марки. Одним махом в кляссер две марки засувахом! Ну а если серьезно — то эти марки представители славной темы «марки на марках», которые позволяют филателистам бюджетно заполучить в свои коллекции раритеты. О некоторых таких марках — редчайшей и безумно дорогой Британской Гвиане, а также о Тринидадской Леди Маклеод я уже рассказывал.

Итак, первые марки Перу, которые на самом деле марками Перу не являются. Но обо всём по порядку.

Первая марка Перу

Первая марка Перу

Название:
100 лет первым маркам Перу
Страна:
Перу
Дата выпуска:
01 декабря 1957
Код по каталогу:
Михель 556-557
Скотт C132-C133

Первые марки Перу

Первые марки Перу на самом деле не марки в строгом смысле этого слова, а так называемые провизории. А провизории же — это временные, вспомогательные марки, которые изначально выпускались вообще для другой цели. Провизории используются тогда, когда не хватает нормальных марок для работы почты. Происхождение слова провизорий связывают с французским словом «provisoire», что как раз и означает «временный». В русском языке термин часто употребляется во множественном числе (провизории).

Так вот, первые марки Перу, введенные в обращение в 1857 году были выпущены Тихоокеанской пароходной компанией и предоставлены правительству Перу для использования в качестве знаков почтовой оплаты. Марки находились в обращении три месяца — с 1 декабря 1857 года по 28 февраля 1858 года, пока не были отпечатаны уже полноценные настоящие перуанские марки.

Первые марки Перу
Первые марки Перу — провизории Тихоокеанской пароходной компании

Марки были отпечатаны десятилетием раньше в 1847 году, но Тихоокеанская пароходная компания не получила разрешения от местной администрации на установление регулярного почтового сообщения между южно-американскими портами и марки остались не у дел. В 1851 году в Перу было принято решение о начале использования марок, однако само введение марок в оборот было отложено до 1857 года. Но когда время подошло, оказалось что марок нет, и тут то генеральный директор перуанской почты и вспомнил об инициативе пароходной компании и их марках, пылящихся на складах. Так нерасторопность почтовых чиновников всё-таки дали жизнь этим маркам.

В центральной части марок изображены парусные пароходы «Перу» (на марке номиналом 1 реал), следующий на запад, и «Чили» (на марке номиналом 2 реала), следующий на восток. По углам марок отпечатаны буквы — аббревиатура названия Тихоокеанской пароходной компании (англ. Pacific Steam Navigation Company — PSNC). Интересно, что на марках обозначен вес писем, которые ими должны были франкироваться — полунции и одна унция (1 унция = 31,103 грамм). 1 реал в 1857 году равнялся восьмой части перуанского песо.

Марки были отпечатаны литографским методом в лондонской типографии фирмы Перкинса и Бэкона (Perkins, Bacon & Company) там же где печатался «Чёрный пении». Перфорации марки не имели.

Современная цена марок колеблется от $1500 до $2500, при этом гашенные марки ценятся гораздо выше, так как именно в гашенном состоянии их сохранилось очень мало. После введения собственных марок Перу в 1858 году, запасы марок PSNC были уничтожены.

Письмо
Письмо, отправленное из Кальяо в Лиму 3 февраля 1858 года

Тихоокеанская пароходная компания

Эмитент марок, британская Тихоокеанская пароходная компания (PSNC) была создана в 1838 году в Лондоне Уильямом Уилрайтом (William Wheelwright). Это была первая пароходная компания обеспечивающая судоходство вдоль тихокеанского побережья Южной Америки, где непостоянные ветра сильно осложняли сообщение с помощью парусных судов.

флаг PSNC

В 1847 PSNC пользуется преимуществами расширения торговли с Чили и Перу. Ненасытный спрос Европы на сырье, от драгоценных металлов до сельскохозяйственных удобрений, помог PSNC обогатиться на активном экономическом росте Перу и стать участником того, что позднее стало известно как «Guano Era» в промежутке между 1847-1866 годами.

В 1852 году компания получила контракт на доставку почты между Лондоном, Чили и Перу.

К 1873 году PSNC была крупнейшей пароходной компанией в мире. Основные маршруты компании были между Англией и Южной Атлантикой. Пароходы PSNC швартовались в портах Ливерпуля, Ла-Рошели, Коморских островов, Виго, Лиссабона, Ресифи, Сальвадора, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айреса, Порт-Стэнли (Фолклендские острова), Пунта-Аренас и Вальпараисо. Но позднее в силу ряда причин, в числе которых и ужесточившаяся конкуренция и политическая нестабильность региона, дела компании пошли на спад, часть пароходов была поставлена на прикол, число рейсов сокращено.

В 1877 году компания запустила рейсы в Австралию, которые впоследствии в 1905 г. уступила компании Royal Mail S.P.Co. Royal Mail же в 1910 году приобрела SNPC, но сохранила компанию и ее название как отдельную в рамках своего холдинга. В 1931 году Royal Mail обанкротилась, но PSNC сохранила свой бизнес. В 1938 году новая компания Royal Mail Lines снова присоединила к себе PSNC и так они и работали, пока в 1968 году их не поглотил гигант Furness Withy, который в 1985 году полностью не растворил PSNC в себе. Долгая и славная история компании завершилась.

Постер PSNC

Пароходы «Чили» и «Перу»

Изображенные на марках первые пароходы Тихоокеанской пароходной компании «Перу» и «Чили» были построены в Англии на лондонской верфи Карлинга и Янга (Curling & Young’s Shipyard). Пароходы были деревянными, водоизмещением около 700 тонн каждый, оснащены колесными движителями мощностью 170 л.с. конструкции Миллера и Равенхилла (Miller and Ravenhill). «Перу» был длиной 57,9 м (190 футов), «Чили» на 8 футов длиннее (60,4 м).

Пароходы Чили и Перу
Пароходы «Чили» и «Перу», 1840

«Перу» был спущен на воду 18 апреля 1840 года, «Чили» тремя днями позднее. 15 октября 1840 года пароходы прибыли в чилийский порт Вальпараисо. Всего их путешествия протяженностью 8600 миль длилось 52 дня. Спустя девять дней «Перу» открыл почтовое сообщение между чилийским Вальпараисо и перуанским Кальяо.

Вальпараисо - Кальяо

У меня в коллекции как раз оказалась марка Чили 1965 года, посвященная 125-летию этого события. Изображены на марке основатель Тихоокеанской пароходной компании Уильям Уилрайт и пароход «Чили».

Чили, 1965. Mi:651, Scott:C268

«Перу» был потерян в кораблекрушении 1852 году, а «Чили» был продан в мае того же года.

О марках

В память о столетии выпуска первых перуанских марок в 1957 г. был подготовлен юбилейный выпуск из десяти марок. На двух из них были изображены первые марки PSNC c пароходами «Перу» и «Чили». Метод печати — гравюра на стали, перфорация — 13. Выпуск приурочили к филателистической выставке PEREX.

марки Перу
Серия «100-летие выпуска первых марок Перу», 1957

В 1987 году оба парохода появились уже на марке, изданной в честь филателистической выставки AMFIL.

марка Перу
Перу, 1987. Mi:1356, Scott:917

Спустя 20 лет новый юбилейный выпуск снова не обошелся без репродукций первых марок.

марки Перу 1987
Перу, 2007. Mi:2262-2263

Источники и дополнительная информация

1. Pacific Steam Navigation Company
2. Список пароходов PSNC
3. Classic Peru 1857-1873. The Julio Lugón Badaracco Collection (https://d2fk4gnszbwlgj.cloudfront.net/PDF/6/187_Peru_Los_5001-5206_S_1-80.pdf)
4. The Stamps of the Pacific Steam Navigation Company (PSNC)

Добавить комментарий