Сегодняшние марки могут быть в коллекции как тематика-мариниста, так и собирающего марки по теме «искусство». Потому что изображены на них не просто парусники, а картины с ними. Ну а как еще быть Чехословакии, не имевшей выхода к морю и своего флота? Так что будем считать, что первичны здесь именно картины, а правильнее — гравюры. А марки неплохие.
| Скотт 2071-2074
|
Парусники на старинных гравюрах, выпуск марок 1976 года
Как я уже сказал, на марках изображены гравюры старых мастеров. На марке номиналом 40 геллеров увековечена гравюра Франса Гюйса (1522-1562) (Frans Huys, так что может быть и Хуйс) «Корабль в шторм». Жил Франс Гюйс в Бельгии, в Антверпене, и был очень плодовит. Его гравюры в основном — это портреты правителей и разные жанровые сценки.
Гравюра, выбранная иллюстрацией для марки, датируется 1565 годом. Изображен на ней голландский хольк или хулк — североевропейское судно XV—XVI веков, более крупное, чем когг, сменившее его в XV веке как торговое судно североевропейский морей. В сущности хольк является модификацией карраки. Имел как и когг три мачты с прямыми парусами на фоке и гроте и латинским на бизани. Обычно на фоке и гроте было по одному парусу, но на гравюре хольк несет еще и марсели. Гданьские хольки во второй половине XV века могли брать на борт 800-900 т груза. Некоторые специалисты впрочем считают, что это именно каррака была построена по подобию коггов и хольков, после того, как те появились в Средиземноморье во время крестовых походов.
На следующей марке номиналом 60 геллеров изображена гравюра Венцеслава Голлара (Wenceslaus Hollar) (1607-1677). Венцеслав был уже чешским графиком и рисовальщиком, хотя жил и работал он в Германии и Англии. В Лондоне он же и умер в нищете. Рисунок на марке — это часть гравюры 1647 г., на которой изображены ост-индцы — голландские торговые суда XVII века.
Ост-индцы, или восточные индийцы, происходили от голландских пинасс и галионов XVII века. Различие было только в увеличенных масштабах кораблей. Корабли имели две палубы и брали на борт до 700 т грузов. Но скорость их оставлась небольшой, поэтому с появлением в XIX веке клиперов, ост-индцы были повсеместно вытеснены. Самые большие корабли этого типа достигали в длину 65 метров, а в ширину 16 метров.
На марке номиналом в 1 крону мы уже видим гравюру голландского Рейнера Нумса (1623-1668) (Regnier Nooms) по прозвищу Моряк «Zeeman». Рисунок тоже часть гравюры, на которой изображена какая-то гавань с массой кораблей и волноломом. Парусник на марке какой-то большой, видимо военный линейный четырех-мачтовый корабль. Что-то более определенное сложно сказать.
На последней 2-кроновой марке серии изображена гравюра французского мастера Франсуа Черо (1680-1729) (Francois Chereau). Франсуа творил в эпоху Людовика XIV и был весьма плодовит. Но, к сожалению, оригинала именно этой гравюры с четырехмачтовым военным кораблем я не нашел…
И немного о марках. Выпущены они были в июле 1976 г. Дизайне выпуска — Бедрич Хоуза (Bedřich Housa). Зубцовка — 11½х11¼. Тираж: 6 552 000 (40 г.); 5 065 000 (60 г.); 4 547 000 (1 кр.); 500 000 (2 кр.).
Также были выпущены конверты первого дня с гашением в Праге и Братиславе.