Шхуна «Адмирал Тегетгофф» и открытие Земли Франца-Иосифа

После рассказа о марках Чехословакии не будем далеко отдаляться от Австро-венгерской империи. Сегодняшняя марка была выпущена в 1973 г. в честь 100-летия открытия Земли Франца-Иосифа. И изображена на ней парусно-моторная шхуна «Адмирал Тегетгофф», в ходе экспедиции на которой в 1873 г. Карлом Вейпрехтом и Юлиусом Пайером и было совершено это открытие.

Шхуна Адмирал Тегетгофф

Название:
Шхуна «Адмирал Тегетгофф»
100 лет со дня открытия Земли Франца-Иосифа
Страна:
Австрия
Дата выпуска:
30 августа 1973
Код по каталогу:
Михель 1421
Скотт 949

Земля Франца-Иосифа

Земля Франца-Иосифа — архипелаг, состоящий из более чем 190 островов, расположенный в северной части Баренцева моря между 80 и 82 градусом северной широты (примерно в 800 километрах от Северного полюса).

Земля Франца-Иосифа

Земля Франца-Иосифа

Имя архипелагу в честь императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I дали его первооткрыватели — австрийская экспедиция под командованием Юлиуса Пайера (хотя тут не всё так просто). В России, которой и принадлежит архипелаг, несколько раз поднимался вопрос о переименовании островов, в дореволюционное время их хотели назвать Землей Романовых, позднее в советское время Землей Кропоткина (который высказывал предположение о существовании архипелага еще до его открытия) и Землей Нансена, но ни одно из предложений реализовано не было и до сих пор архипелаг носит своё первоначальное имя.

О возможности существования земли к востоку от Шпицбергена высказывался еще Ломоносов в труде под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763). В веке XIX на основе анализа движения полярных льдов соображения о существовании архипелага высказывали адмирал Н.Г. Шиллинг, географ (впоследствии революционер) князь П. А. Кропоткин, метеоролог А. И. Воейков. В 1871 году был даже подготовлен детальный проект экспедиции, но денег не дали и экспедиция не состоялась. А так как знать, как называлась бы сейчас эта земля.

Русская экспедиция не состоялась, но состоялась австрийская. 15 июля 1872 года парусно-моторная шхуна «Адмирал Тегетгофф» покинула норвежский порт Тромсё и двинулась на северо-восток. Целью экспедиции был поиск северного материка, а также северо-восточного прохода в Тихий океан. Экспедицию постигла неудача, не доходя до Новой Земли корабль зажало льдами и австрийцы отправились в неуправляемый дрейф. Больше года путешественники провели в ледяном плену и вот на 375-й день дрейфа 30 августа 1873 года на горизонте появилась неведомая земля.

Около полудня мы стояли, облокотившись о борт корабля, бесцельно глядели в туман, который то тут, то там начинало разрывать. Внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей ледниками. В первое время мы стояли, точно парализованные, и не верили в реальность открывшегося…

Так написал позднее в своем дневнике об этом открытии капитан «Адмирала Тегетгоффа» Юлиус Пайер.

Австрийцы насколько возможно обследовали вновь открытые земли, достигнув 82°5′ с. ш. В мае экипаж «Адмирала Тегетгоффа» вынужден был бросить судно и, погрузив шлюпки на нарты, по льдам отправиться к берегам Новой Земли.

Австрийская экспедиция на Земле Франца Иосифа

15 августа путешественники дошли до открытой воды, а через девять дней у новоземельского мыса Бритвина произошла встреча с поморской зверобойной шхуной «Николай».

На палубу высыпало много народа — все бородатые русские, вспоминал Ю. Пайер, — среди них стоял похожий на патриарха капитан шхуны Федор Воронин… Приняли нас с почетом и радушием

Русская шхуна доставила австрийцев в норвежский порт Вардё 3 сентября 1874 года. Экспедиция продолжалась 812 дней.

Есть, впрочем, и другая версия открытия архипелага. В 1865 году норвежское китобойное судно, капитаном на котором был Нильс Фредерик Ронбек, в погоне за китами отклонилось на восток Шпицбергена. И они увидели прямо по курсу землю. Об этом гласит запись в судовом журнале. Ронбек назвал открытый остров «Северо-Восточный Шпицберген, или Земля Ронбека». Но на карту открытые земли он не нанес, да и общественность не была оповещена об открытии. И только, спустя многие годы запись Ронбека в судовом журнале обнаружили в архиве. Поэтому все-таки первенство открытия осталось за австрийцами, хотя и с оговоркой.

Земля Франца Иосифа долгое время считалась ничейной землей, пока в 1901-м русский адмирал С.О. Макаров, прокладывавший путь во льдах на ледоколе «Ермак», не водрузил на островах российский флаг.

Ледокол Ермак марка
Марка «Ледокол «Ермак», СССР, 1976

Через 13 лет в 1914 году архипелаг посетила экспедиция российского исследователя Арктики Исхака Ислямова, который и объявил окончательно Землю Франца-Иосифа российской территорией.

В 1926 году декретом Совета Народных Комиссаров Земля Франца-Иосифа была включена в состав СССР. В 1929 году были основаны полярные станции на острове Гукера (бухта Тихая) и острове Рудольфа (бухта Теплиц), которые явились базой для систематического изучения архипелага вплоть до начала Второй мировой войны.

В 1936-м на острове Рудольфа была создана первая военно-воздушная база СССР, а к пятидесятым здесь развернулись войска ПВО, да так широко, что через 40 лет, когда военные решили покинуть Землю Франца Иосифа, архипелаг находился на грани экологической катастрофы: армия оставила здесь после себя 250 тысяч бочек с мазутом, не считая 1 миллиона пустых, что потом вызвало праведный гнев В.В. Путина.

В декабре 2001 года Земля Франца-Иосифа была включена в состав Национального парка «Русская Арктика» и сейчас острова объект экотуризма, пожалуй, самый северный на планете. Отсюда стартуют круизы на Северный полюс, который давно перестал быть полюсом недоступности.

Шхуна «Адмирал Тегетгофф»

Шхуна «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff) была построена в 1872 году, всего за год до старта экспедиции. Своё имя корабль получил в честь первого и единственного адмирала австро-венгерского флота Вильгельма Фон Тегетгоффа (1827-1871). Адмирал прославился удачными действиями против итальянского флота в период войны с Пруссией и Италией в 1848 году. Австро-Венгрии тогда принадлежало восточное побережье Адриатического моря.

Марка адмирал Тегетгофф
Австрия, 1935. Mi:621, Scott:B136

Вот, кстати, карта Австро-Венгрии по состоянию на 1911 год для разглядывания:

Карта Австро-Венгрии
Австро-Венгрия, 1911 г.

Но вернемся к кораблю. Трехмачтовая парусно-моторная шхуна «Адмирал Тегетгофф» изначально строилась как экспедиционное судно, поэтому комфорт здесь был принесен в жертву просторным трюмам и техническим помещениям. Каюты были узкие и неудобные. Теплолюбивым матросам из солнечной Италии, которыми была укомплектована добрая половина экипажа, пришлось весьма непросто.

Корпус судна был деревянный. Построен корабль на верфи Гестемюнде (Бремерхафен), ныне это Германия.

Основные характеристики:

  • водоизмещение — 220 т
  • грузоподъемность — 520т
  • длина — 38,4 м
  • ширина — 7,3 м
  • осадка — 3,5 м
  • скорость — 6-7 узлов
  • экипаж — 24 человека и 8 собак
  • мощность паровой машины — 100 л.с.

Шхуна Адмирал Тегетгофф

O марке

Марка с изображением зажатого льдами «Адмирала Тегетгоффа» была выпущена австрийской почтой 30 августа 1973 года в честь 100-летия открытия Земли Франца Иосифа.

Источником изображения стала картина капитана шхуны Юлиуса Пайера. Картина сейчас находится в Музее естествознания в Вене.

Julius von Payer: Kaiser Franz Joseph Land, the abandoned «Tegetthoff», painting, 19th century

Размер марки 39 x 30 мм, метод печати — металлография, зубцовка 13½x14.

Австрия конверт первого дня

В 1994 году рисунок Паера для своей марки в честь 120-летия открытия Земли Франца-Иосифа использовала венгерская почта.

марка Венгрия
Венгрия, 1994. Mi:4287, Scott: 3430

Еще через 20 лет шхуна «Адмирал Тегетгофф» появилась на российском конверте, выпущенном в честь 140-летия открытия архипелага.

Адмирал Тегетгофф конверт

Источники и дополнительная информация

1. Земля Франца-Иосифа
2. Википедия
3. Вячеслав Маркин. «Архипелаг ледяных куполов (Земля Франца-Иосифа)». М. «Вече» 2002 г.

Добавить комментарий