Ф.П. Литке. Кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин»

Итак, обещанное продолжение истории жизни и плаваний Фёдора Петровича Литке, нашедшей своё отражение в филателии. Сегодня представляю вашему вниманию марки СССР выпуска 1947 г. к 100-летию Географического общества. Изображен на марке шлюп «Сенявин», на котором Ф.П. Литке совершил кругосветное путешествие в 1826-1829 годах. И причем тут Географическое общество мы тоже сегодня узнаем.

Марка Литке и шлюп Сенявин 1947Марка Литке шлюп Сенявин 1947

Название:
К 100-летию Географического общества СССР
Федор Петрович Литке (1797-1882)
Страна:
СССР
Дата выпуска:
22 ноября 1994
Код по каталогу:
Соловьев 1110-1111
Михель 1088-1089

Кругосветное путешествие на шлюпе «Сенявин»

Предыдущая история закончилась как раз на том, что Ф.П. Литке по возвращению из экспедиции к Новой Земле сразу получил назначение на шлюп «Сенявин», отправляющийся в кругосветное путешествие. Спутником Литке в этой экспедиции был Михаил Николаевич Станюкович, командующий шлюпом «Моллер».

Первоначальная цель плавания планировалась как военная. Два судна должны были усилить русский гарнизон в американских владениях. Отношения с США в начале XIX века были совсем непростыми. Американские пушные компании постоянно проникали на территории, занятые Российско-Американской компанией, нередки были вооруженные столкновения. Долгое время переговоры об урегулировании конфликта успеха не приносили. А в 1823 г. в США была принята так называемая «доктрина Монро», провозглашающая лозунг «Америка для американцев». Согласно доктрине Монро американский континент, добившийся независимости, отныне не мог рассматриваться как объект колонизации со стороны европейских держав.

Тем не менее в этой недружественной обстановке в 1824 г. была принята российско-американская конвенция, согласно которой южная граница владений России на Аляске проходила по 54°40’ северной широты. Севернее этой границы обязались не селиться американцы, а южнее — русские. Таким образом, надобность в военной миссии временно отпала и Литке и Станюковичу, помимо традиционной задачи по доставке грузов в американские фактории и на Камчатку, было предписано провести обширные географические исследования на восточных берегах империи и в южных морях.

План исследований перед Литке был поставлен достаточно обширный. В задачу ему ставилось описание Камчатки, берегов Охотского моря, Шантарских островов, берега Тихого океана от Берингова пролива, определение и уточнение координат многочисленных островов, мысов и заливов. В зимние месяцы надлежало отправиться в южные моря и исследовать Каролинские и Маршалловы острова, архипелаг Бонин-Сима. Также необходимо было выполнить различные гидрографические и физические исследования, провести натуралистические наблюдения. По масштабу поставленных задач это плавание должно было стать одной из самых насыщенных и продуктивных экспедиций своего времени. Так в итоге и получилось. Полученные в этом плавании результаты прославили Ф.П. Литке и его спутников в научном мире и выдвинули их в первые ряды великих путешественников и исследователей.

20 августа 1826 г. «Сенявин», имея на борту 62 человека команды и 15 человек матросов и мастеровых, направлявшихся на службу на Камчатку, вышел одновременно с «Моллером» из Кронштадта.

«Сенявин» следовал по маршруту: Аренсбург — Копенгаген — Портсмут — Тенерифе — Рио-де-Жанейро — мыс Горн — Вальпараисо — Ново-Архангельск. В Ново-Архнгельск «Сенявин» прибыл 12 июня 1826 г. В ходе экспедиции в 1826-1828 годах были обследованы берега Русской Америки, Камчатки, Чукотки, Охотского моря, Каролинских островов в Тихом океане.

25 августа 1829 года вернувшийся из плавания шлюп «Сенявин» был встречен в Кронштадте пушечным салютом. Всего плавание продолжалось 3 года и 5 дней. За это время погиб только один матрос, упав с мачты при поставновке парусов.

Сразу после возвращения Ф.П. Литке минуя чин произвели в капитаны первого ранга и наградили орденом Св. Анны II степени.

По результатам своим это плавание стало одной из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные Карагинские острова, остров Матвея и берег Чукотки; описаны острова Прибылова; исследованы и описаны Каролинский архипелаг, острова Бонин-Сима и многие другие. Результаты экспедиции опубликованы в книгах: «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин», в 1826 — 1829 годах» и «Опыты над постоянным мятником, произведенные в путешествии вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» в 1826 — 1829 годах». Во время экспедиции на «Сенявине» были так же собраны ценнейшие коллекции флоры и фауны. В знак признания заслуг в 1829 г. Литке был избран членом-корреспондентом Академии наук.

Карта плавания Литке на шлюпе Сенявин
Карта кругосветного путешествия Ф.П. Литке на шлюпе «Сенявин», 1826-1829

Литке и Великий князь Константин Николаевич. Академия наук. Русское географическое общество

После плавания на «Сенявине» Литке, несмотря на свой огромный опыт, морской и научный авторитет, в дальние путешествия больше не отправлялся. И в конце 1832 года был назначен в воспитатели к сыну императора Николая I великому князю Константину Николаевичу, которому его отец готовил морскую карьеру.

марка История Российского государства. Николай I
Николай I. Марка России, 2008

Фёдор Петрович очень тяготился этой службой, на которой впрочем пробыл 16 лет. Благодаря своему воспитателю Константин Николаевич полюбил море. С 1855 года он управлял флотом и морским ведомством на правах министра. Именно великий князь Константин Николаевич после поражения в Крымской войне провел ряд сложных и важных реформ: заменил парусный флот паровым, сократил береговые службы, запретил во флоте телесные наказания.

Литке же в 1850 году был назначен главным командиром Ревельского порта (ныне Таллин) и военным губернатором Ревеля. Во время Крымской войны 1853—1856 Литке организовал действенную оборону Финского залива от превосходящих сил англо-французской эскадры, за что получил чин полного адмирала.

И во время своей воспитательской работы, и во время службы в Ревеле, Фёдор Петрович Литке не оставлял своих научных занятий. В 1845 г. он стал одним из основателей Русского Географического Общества (РГО) и много лет являлся его вице-председателем. С его именем самым тесным образом связаны те большие успехи, которых достигло РГО во второй половине XIX столетия «по возделыванию географии России». Сейчас, кстати, Председателем Попечительского совета РГО является лучший друг российских путешественников В.В. Путин, а президентом С.К. Шойгу.

Кроме того, с 1846 г. Литке возглавлял Морской ученый комитет, который координировал все научные исследования, проводившиеся в военно-морском ведомстве.

23 февраля 1864 года после кончины президента Российской Императорской академии наук графа Д.Н. Блудова, Ф.П. Литке был назначен новым президентом Академии «с оставлением при всех занимаемых должностях и в звании генерал-адъютанта».

Литке Академия Наук
Указ Александра II о назначении Ф.П. Литке президентом Императорской академии наук. 23 февраля 1864 г.

На посту президента Академии наук Литке находился восемнадцать лет. Он активно содействовал развитию научных обществ и учреждений в стране. Так, при нем расширилась деятельность Пулковской обсерватории, получили большое развитие Главная физическая обсерватория — первый в мире климатологический центр, а также Павловская магнитно-метеорологическая обсерватория.

Федор Петрович Литке был почетным членом Морской академии, Вольного экономического общества, почетным профессором Харьковского, Петербургского и Дерптского университетов. Он стал также почетным членом Копенгагенского института древностей, Бразильского института истории и географии, Австрийского географического общества, Берлинского общества землеведения, корреспондентом Французской Академии наук по секции географии и навигации, Королевского Географического общества в Лондоне. Долгой и плодотворной была жизнь этого истинно ученого-подвижника.

Федор Петрович Литке скончался на 85-м году жизни 8 (20) августа 1882 года в Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Шлюп «Сенявин»

Шлюпы «Сенявин» и «Моллер» были построены специально для экспедиции на Охтинской верфи В.Ф Стока. «Сенявин» был заложен 23 сентября 1825 г. 14 мая 1826 г. судно было спущено на воду и в июне оба шлюпа приведены в Кронштадт для снаряжения и подготовке к плаванию. Как пишет в своей книге Ф.П. Литке, «Сенявин» был удобным и спокойным судном, не требующим большого числа матросов для управления. Но к несчастью, обладал крайне низкой скоростью, столь нужной во многих случаях. «Моллер» был такого же размера, но построен по немного другому проекту и имел лучший ход. Из-за этого суда часто разлучались, «Моллер» уходил вперед, оставляя «Сенявин» за бортом.

Имя свое корабль получил в честь адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763-1831), командующего Балтийским флотом. В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, адмирал Сенявин одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах. Рассказ об этом еще впереди.

Технические характеристики корабля:

  • Водоизмещение — 300 т
  • Длина — 27,5 м
  • Ширина — 9 м
  • Осадка — 2,8 м
  • Вооружение — 16 каронад
  • Тип парусного вооружения — бриг

В 1830-1832 годах «Сенявин» занимал брандвахтенный пост в Ревеле, в 1833-1834 годах доставлял грузы из Кронштадта в порты Финского залива. В 1835 году «Сенявин» переоборудован под брандвахту в Кронштадтской гавани. Разобран в 1844 году.

Шлюп Сенявин
Шлюп «Сенявин». Е.В.Войшилло, Б.М.Стародубцев

О марке

Две марки номиналом 20 коп. с портретом Ф.П. Литке и шлюпа «Сенявин» были выпущены в СССР 27 января 1947 г. в серии, посвященной 100-летию географического общества СССР. Ну понятно, что в 1847 году СССР ещё не было, а географическое общество, основанное Литке было российским. Но с марки слов не выкинешь. Также в серии было выпущено еще 2 одинаковых марки памяти Пржевальского. Они также различались только цветом.

Технические данные марок:

  • печать — глубокая
  • перфорация — линейная 12,5
  • автор рисунка на марке — А. Толоконников
  • тираж — 2 млн. экз.

Источником портрета на марке скорее всего послужила эта фотография Ф.П. Литке:

Ф.П. Литке
Ф.П. Литке.
Фотокопия с фотографии

В 1972 г. в СССР была выпущена почтовая карточка с портретом Ф.П. Литке.

Литке почтовая карточка

В 1997 г. уже российской почтой был выпущен художественный маркированный конверт с портретом молодого Ф.П. Литке, изображением шлюпа «Сенявин» и картой кругосветного плавания.

Литке конверт 1997

Марки, посвященные «Сенявину» и Ф.П. Литке также были выпущены почтовыми службами Микронезии в 1986 и 1988 годах, а также Святой Елены в 1986 году. И это не случайно, во всех этих местах Литке и «Сенявин» побывали во время кругосветного плавания.

Марка Сенявин Святая Елена
Святая Елена, 1986
Mi:460, Scott:470
Марка Сенявин Микронезия
Микронезия, 1986
Mi:49
Марка Сенявин Микронезия
Микронезия, 1988
Mi:91A

Источники и дополнительная информация

1. Литке Федор Петрович. «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин», в 1826 — 1829 годах» (с атласом, СПб., 1835 — 1836)
2. Б. Орлов. «Федор Петрович Литке — его жизнь и деятельность»
3. Чернышёв А. А. «Российский парусный флот. Справочник». М. 2002

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top