Каравелла — стандартный выпуск Португалии

Сегодня после увлекательных рассказов от Сергея Михайловича обратимся чуть к менее интересным темам филателистической истории с географией и любимым мною стандартам. Великая морская держава, пока незаслуженно обделенная вниманием в блоге — Португалия и её стандартные выпуски марок первой половины XX века.

Каравела - марка Португалии

Португалия — краткая история с географией

На всякий случай напомню, что Португалия — это самая западная страна континентальной Европы, омывается берегами Атлантического океана, что, конечно, не могло не определить судьбу станы. Португалию не зря называют страной мореплавателей — Васко де Гама, Фернан Магеллан, Бартоломеу Диаш, Педру Алвареш Кабрал и многие другие принесли стране не только заслуженную славу, но и земли во всех уголках света. Маленькая страна с территорией то всего в две Московские области владела огромными территориями в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии. На португальском языке сейчас говорит более 250 млн. человек, это шестой по распространенности язык в мире. Португальский язык имеет статус официального языка в Анголе, Бразилии, Кабо-Верде, Восточном Тиморе, Экваториальной Гвинее, Гвинее-Бисау, Макао, Мозамбике, Португалии, Сан-Томе и Принсипи. Более 50% населения Южной Америки владеют португальским.

Карта Португалии
Карта Португалии
Португалия флаг и герб
Флаг и герб Португалии

Краткая информация:

  • Площадь — 92 090 кв. км (111-е место в мире)
  • Протяженность побережья — 1 793 км
  • Население — 10 833 816 (июль 2016)
  • Столица — Лиссабон (2,884 млн. чел.)
  • Государственное устройство — республика

Название страны происходит от наименования римского поселения Портус Кале (Portus Cale) в устье р.Дору. Как независимое государство Португалия существует с 1143 года, это одна из старейших стран Европы. Собственно история Португали началась с 1128 года, когда после сражения при Сан-Мамеде граф Афонсу Энрикес победил свою мать (такие были времена) и провозгласил себя королем. Во время своего правления Энрикес и потом его наследники во время Реконкисты продолжали двигаться на юг, чтобы изгнать мавров, и в 1249 году захватили территорию современного Алгарве на южном побережье. С тех пор материковые границы Португалии уже мало менялись. Напомню, что Испания после Реконкисты объединилась только к 1479 г.

Португалия находилась в самом глухом углу Европы, вдали от основных торговых путей, поэтому португальцам ничего не оставалось, как двигаться в океан. Начало морской экспансии Португалии и всей ее последующей славной истории заложил инфант Генрих, прозванный мореплавателем (1394-1460 гг.), хотя сам он в море не выходил.

Вот он, Генрих-Мореплаватель на португальской марке 1935 г. из моей коллекции:

Генрих Мореплаватель марка
Генрих-Мореплаватель. Португалия 1935. Mi:585, Scott:565

Генрих справедливо полагал, что доставлять морем африканское золото, слоновую кость и рабов будет дешевле и быстрее, чем это традиционно делали арабы на верблюдах. И тем самым удастся подвинуть заклятых арабских друзей с европейских рынков. Он вкладывал значительные средства в развитие судостроения и навигации. Открывал мореходские школы, в которые привлекались самые опытные люди того времени. И именно при Генрихе в Португалии был разработан такой тип морского судна как каравелла — небольшой и маневренный корабль, способный ходить почти против ветра.

Португальские мореплаватели активно осваивали побережье западной Африки. К середине XV века Португалия закрепила за собой Азорские острова, Мадейру, Канары и Острова Зеленого мыса. К 1486 г. Диогу Кан добрался до Намибии, проложив своим последователям путь далее на юг — к мысу Доброй Надежды и далее в Индийский океан.

Плавания португальцев в Африку
Плавания португальцев в Африку (источник school-collection.edu.ru)

К XV веку Португалия стала ведущей морской державой мира и первой колониальной империей. И поэтому именно к португальскому королю Жуану II дважды в 1485 и в 1488 году обращался Колумб со своей идеей плавания к Индии по западному пути. Но получил отказ и лишь много лет спустя при поддержке испанской короны совершил своё открытие. Это событие обострило соперничество Португалии и Испании на море. Португальцы ранее получили от папского престола право владеть всеми землями от мыса Бохадор, что в Марокко, к югу и востоку до окраин Азии. Узнав об открытиях Колумба, Жуан II заявил свои права на Карибские острова (все же думали, что это Азия) и грозился послать туда войска для защиты якобы своих по закону владений. Испанцы воевать не хотели и предложили переговоры. В 1494 в испанском г. Тордесильяс произошел раздел зон влияния Испании и Португалии в Атлантике. Пограничная линия прошла в 2550 км западнее островов Зеленого Мыса и оставляла Испании вновь открытые земли, а Португалии Африку и «традиционную» Азию. Позднее это позволило Португалии присвоить Бразилию, оказавшуюся как раз за линией раздела. Другие страны, такие как Англия, Франция и Голландия, впрочем договор не признали, но их силы на море были еще малы, чтобы две морские державы того времени принимали их всерьез. Но ситуация быстро менялась, и как сказал король Франции Франциск I: «Я не помню такого места в завещании Адама, которое бы лишало меня доли на владение Новым Светом».

Линия раздела по Тордесильядскому договору
Линия раздела по Тордесильядскому договору на старинной карте 1502 г.

Ну а восточный морской путь в Индию был открыт португальцем Васко да Гама в 1498 году. Но об этом как-нибудь в другой раз (обещаю).

Марка Васко да Гама. Португалия
Васко да Гама. Португалия 1980. Mi:1489, Scott:1461

В XVI-XVII веках страну сотрясали войны, династия осталась без наследников и какое-то время Португалия даже объединилась с Испанией в единое королевство. Потеря суверенитета и самостоятельной внешней политики в результате привело к неразберихе в колониальных делах и потере многих территорий.

Португалия потеряла большую часть своего богатства и статуса после разрушения Лиссабона в результате землетрясения 1755 года и оккупации во время наполеоновских войн. В 1822 году независимость получила Бразилия — самая большая колония страны. В 1910 году революционные португальцы свергли монархию. В 1974 году левый военный переворот установил широкие демократические реформы и в следующем году Португалия предоставила независимость всем своим африканским колониям. Португалия является одним из основателей НАТО и вступила в ЕС в 1986 году.

А в 1960 г. — в 500-летнюю годовщину со дня смерти Генриха-Мореплавателя в Лиссабоне установили памятник в честь него и прославленных португальских мореходов.

Памятник португальским первооткрывателям
Памятник португальским первооткрывателям. Во главе Генрих-Мореплаватель, Васко да Гама третий, Магеллан пятый. (фото с сайта Cult-turist.ru)
Филателистическая история Португалии

Первая португальская марка увидела свет в 1853 г. Вплоть до 1880 г. рисунок на марках был однообразным — белый тисненный профиль правящего монарха.

Первые марки Португалии
Первые марки Португалии, 1853. Королева Мария II

Первый парусник на марках Португалии появился в 1894 г. в серии, посвященной Генриху-Мореплавателю, выпущенной к 500-летию со дня его рождения (у меня такой в коллекции пока нет).

Марка Генри-Мореплаватель. Португалия 1894
Генрих-Мореплаватель. Португалия 1894. Mi:100, Scott:101

В 1898 году была выпущена юбилейная серия марок, посвященная 400-летию открытия португальцем Васко да Гама морского пути в Индию.

Португалия марки корабли
Серия марок, посвященных открытию морского пути в Индию, 1898

У меня в коллекции пока одна такая марка с надпечаткой REPUBLICA, которые ставили на знаках почтовой оплаты после революции 1910 г. и свержения монархии.

Марка Португалии 1911
400 лет открытию морского пути в Индию. Марка Португалии, 1911. Mi:182, Scott:185

Современные португальские марки печатаются методом многоцветной литографии. Для выпусков 1980 гг. характерна военная тематика, а 1990 гг. — геральдическая. Нередки также обращения к традиционным ремеслам и профессиям.

Стандартный выпуск марок 1943-1949 гг. с изображением каравелы

В марте-апреле 1943 г. почта Португалии отпечатала стандартный выпуск марок с изображением каравелл XV века. Этот тип морского корабля, как я уже писал выше, появился именно в Португалии при Генрихе-Мореплавателе. На марке изображена традиционная каравелла-латина с тремя мачтами, несущими косые (латинские) паруса. Название такому типу парусников по легенде и дал сам Генрих.

Всего выпуск 1943 г. состоял из 17 марок различных номиналов. У меня в коллекции пока 13, не хватает номиналов 3.50, 15.00, 20.00 и 50.00 эскудо.

Марки были выпущены многомиллионными тиражами. Например, тираж номинала 0,50 эскудо составил 539 млн. штук. Всего же тираж выпуска больше миллиарда штук. Марки напечатаны обычным типографским способом, перфорация линейная 14. Автор рисунка — Жайме Мартинс Барата (Jaime Martins Barata), гравер Густаво де Альмейда Араухо (Gustavo de Almeida Araújo). Имя художника и инициалы гравера можно увидеть в углах марок. Марки выпускались в листах 10х10.

Ниже моя коллекция марок выпуска 1943 г.

Марки Португалия 1943
Выпуск 1943 г.

В 1948 году серия была продолжена. Было выпущено еще 5 марок номиналом 0.80, 1.00, 1.20, 2.00 и 7.50 эскудо. Из этого выпуска у меня пока 3 марки. Не хватает 0.80 зелёного цвета и 7.5 серо-зелёного.

Потругалия марки парусник 1948
Выпуск 1948 г.

И, наконец, в 1949 г. выпуск серии был завершен еще 4 марками номиналов 1.50, 1.80, 4.00 и 6.00 эскудо. У меня в коллекции из этого выпуска не хватает одной марки — светло-зеленой номиналом 6 эскудо.

Марки с парусником Португалия 1949
Выпуск 1949 г.

Всего же, как не трудно посчитать, серия состояла из 26 марок.

Изображенные же на марках каравеллы были небольшими судами, 20-25 м длиной и тоннажом порядка 140 т. Благодаря косым парусам корабль мог идти в крутой бейдевинд (против ветра). К каравеллам мы еще обязательно вернемся в теме истории парусного флота.

Каравелла латина
Каравелла. Рисунок из книги «Парусники. Малая энциклопедия». М. Гуляш

Источники и дополнительная информация
1. Мореплаватели Португалии (Википедия)
2. Великие географические открытия (Википедия)
3. «Атлас географических открытий». М., Махаон, 2015
4. «Корабли. 5000 лет морских приключений». Бр. Лэйвери. М., Астрель.
5. Catawiki.com
6. Джеймс Маккей. «Марки. Большая энциклопедия». М., Эксмо, 2009

Добавить комментарий