Василий Михайлович Головнин и исследование Курильских островов

Из дальних стран вернемся к славным страницам русской истории. Сегодня рассказ о замечательном человеке и настоящем русском патриоте Василии Михайловиче Головнине и его путешествии на шлюпе «Диана» из Кронштадта на Камчатку в 1807-1809 годах, которое было весьма непростым.

Головнин и шлюп Диана марка

Название:
К 300-летию Российского флота. Географические экспедиции
Страна:
Россия
Дата выпуска:
22 ноября 1994
Код по каталогу:
АО «Марка» 185
Михель RU 404

Василий Михайлович Головнин

Родился Василий Михайлович Головнин 8 апреля 1776 г. в селе Гулынки Рязанской губернии. Оба родителя его происходили из древних и знатных родов. Отец и дед служили в Преображенском полку, куда по существовавшему обычаю записали и юного Василия. Но после ранней потери родителей родственники определили мальчика в морской кадетский корпус. В учебе будущий Вице-Адмирал был прилежен и старателен и вскоре после начала войны со шведами в 1790 г. в четырнадцатилетнем возрасте поступил на службу на корабль «Не тронь меня», на котором и участвовал в двух морских сражениях. Был награжден медалью за храбрость. После окончания войны вернулся за парту и через два года был выпущен из кадетского корпуса. После чего нес службу на нескольких кораблях и в 1802 г. в составе группы из других моряков был отправлен на морскую практику на английский флот набираться опыта. На английской службе Головнин стал участником англо-французской войны, воевал под началом адмирала Нельсона. В 1806 году вернулся в Россию. Составленным Головниным во время службы на английском флоте «Сводом военных морских сигналов для дневного и ночного времени» русский флот пользовался потом четверть века.

Василий Михайлович Головнин

В том же году вернулись из первого кругосветного путешествия «Нева» и «Надежда». Российско-Американчская компания решает отправить в такое же путешествие еще один корабль с грузами для Охотска. Руководителем экспедиции решили назначить Головнина. Помимо практического предназначения, экспедиции поручалось исследовать Курильские острова.

Плавание «Дианы»

Для экспедиции был выбран грузовой шлюп, построенный в 1807 г. на верфи в Лодейном поле, что на реке Свирь. Строитель — В.Ф. Буданцев. Шлюп изначально предназначался для перевозки леса в балтийской акваториии, поэтому корма его была слишком широка, следовательно, нельзя было в нем ожидать хорошего хода. Для дальнего плавания корабль основательно подготовили и укрепили. Руководил переделкой мастер И.В. Курепанов. Имя бывшему лесовозу дали «Диана», в честь древнегреческой богини охоты.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 300 т
  • длина по деку — 27,7 м
  • ширина — 7,6 м
  • осадка — 4,3 м
  • вооружение — 16 пушек
  • экипаж — 60 чел.
Шлюп "Диана"
Шлюп «Диана». Рис. из книги «Российский парусный флот». А.А. Чернышев

25 июля 1807 г. «Диана» вышла из Кронштадта курсом на Камчатку. Первоначально экспедиция следовала маршрутом Гельсинор — Портсмут — о-в Святой Екатерины (Бразилия) — мыс Горн, но из-за невысокой скорости хода «Диана» не успела дойти до мыса Горн до начала мартовских штормов. Чтобы не рисковать кораблем и людьми, Головнин вынужден был повернуть назад и следовать в с попутными ветрами в восточном направлении к мысу Доброй Надежды.

Во время плавания «Дианы» Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии, устроенной Наполеоном, и находилась в состоянии войны с англичанами. Не знав об этом, Головнин причалил 20 апреля 1808 г. в порту Саймонстаун, что недалеко от Кейптауна, для отдыха и пополнения припасов. Английские военные взяли корабль в плен и заперли в бухте. Спасло «Диану» от обычной участи призовых судов военного времени полученное ранее от англичан письмо о том, что миссия Головнина носит исключительно мирный научный характер. Англичане, пытаясь выяснить, что же делать с кораблем и Головниным вступили в переписку с Лондоном. Письма ходили долго, да и в тех что приходили не было никаких инструкций. Целый год «Диана» находилась в плену. Припасы истощались, положение русских моряков ухудшалось с каждым днём. Наконец, дождавшись удобного момента, когда английские корабли стояли без парусов не готовые выйти в море, ночью при попутном ветре Головнин решительно приказал рубить канаты и «Диана» под штормовыми парусами вырвалась из плена, в котором пробыла год и 25 дней.

Шлюп Диана
Е.В. Войшвило. «Шлюп “Диана”»

Обогнув Тасманию с юга «Диана» 25 сентября 1809 г. прибыла в Петропавловск. Головнин зазимовал в Петропавловске, который походил тогда скорее на село, чем на город. Вот как описывает Петропавловск-на-Камчатке сам Головнин:

Мы скоро усмотрели к северу между двумя горами, на возвышенной, несколько отлогой равнине десятков до пяти крытых соломою избушек, из коих многие могли назваться в точном смысле хижинами. Вот из какого строения состояло селение Петропавловской гавани. Самые великолепные здания в оной были: казенный дом начальника и дом Российской Американской компании… Церковь в Петропавловской гавани не была еще готова; она в сие время была складена только до половины из тополевого леса.

В июне-июле 1810 года Головнин занялся описью северозападного берега Русской Америки, побывал и острове Кадьяк с грузами для русской фактории. Перезимовав еще раз в Петропавловске, Головнин в мае 1811 г. приступил к описи островов Курильской гряды. Новое плавание закончилось для Василия Михайловича новым пленом. Пристав в июле к острову Кунашир для пополнения запасов воды, Головнин и семь его спутников были схвачены японцами. Японцы были в то время сильно обижены на русских из-за одной неприятной истории. Началось всё с того, что после неудачи дипломатической миссии Н.П. Резанова, прибывшего в сентябре 1806 г. в Нагасаки на «Надежде», тот, раздосадованный, приказал снарядить два судна под командованием служивших в Русско-американской компании офицеров Хвостова и Давыдова для ведения разбоя в японских водах.

Вот что приказал злопамятный граф:

Войти в губу Анива и, буде найдете японские суда, истребить их, людей, годных в работу и здоровых, взять с собою, а неспособных отобрать, позволить им отправиться на северную оконечность Матмая (Хоккайдо)… Что найдете в магазинах, как то: пшено, соль, товары и рыбу, взять все с собою; буде же которыя будут ею наполненными и одаль строения, таковых сжечь…

Хвостов и Давыдов в своих пиратских набегах весьма преуспели. А корабли их назывались, кстати, «Юнона» и «Авось». Да, да, символы романтической любви из знаменитой рок-оперы в Японии до сих пор символы зла и разбоя.

Но вернемся к Головнину. Два года верный друг Пётр Рикард всеми силами добивался освобождения Василия Михайловича. Писал прошения, захватывал заложников, заводил дружбу с местными влиятельными купцами. Наконец благодаря его хлопотам и выправленной бумаге, что Хвостов в России примерно за свои злодейства наказан, Головнин вышел из японского узилища. В октябре 1813 года Головнин вновь поднялся на борт «Дианы». На корабле ликовали, шлюп был празднично украшен, команда кричала «ура». Капитан-лейтенант собрал всех на шканцах, взволнованно поблагодарил экипаж и сказал:

— Сим возвратили вы нам жизнь для отечества нашего!

Что ещё мог сказать русский моряк.

Два года не прошли зря. Сильный духом Головнин не предавался унынию, как мог он старался изучить жизнь и нравы японцев. И после возвращения написал книгу «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах», которая была переведена на многие европейские языки и стала прямо таки бестселлером. Япония была в то время закрытой страной и любая информация оттуда очень интересовала публику.

шлюп Диана
«Диана». Японский рисунок

В декабре 1813 г. Головнин покинул Камчатку и выехал в Петербург, но уже по суше. «Диана» же, ввиду плохого состояния была поставлена на отмель в Петропавловской гавани и переоборудована под склад.

В августе 1817 г. на шлюпе «Камчатка» Головнин отправляется в новое кругосветное путешествие. В числе офицеров «Камчатки» были Ф. Литке и Ф. Врангель, будущие известные мореплаватели, и коллежский асессор Федор Матюшкин, тот самый Матюшкин, которому Александр Сергеевич Пушкин, товарищ его по Царскосельскому лицею, посвятил прекрасные строки:

Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!

В сентябре 1819 г. после двухлетнего плавания «Камчатка» вернулась в Кронштадт. Это было последнее плавание Василия Михайловича Головнина. Потом была работа в кадетском корпусе, служба на посту генерал-интенданта флота, дружба с декабристами. За годы его руководства флотом было построено двадцать шесть линейных кораблей, двадцать один фрегат, сто сорок семь прочих судов различных типов и десять первых пароходов.

Умер Головнин в 1831 г. в возрасте 55 лет от холеры. Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.

Именем Головнина названы вулкан Головнина на Кунашире, посёлок и порт Головнино там же, пролив Головнина между Курильскими островами, гора Головнина на Камчатке, залив, лагуна и город Головин (ранее Головнин) на Аляске, а также ряд более мелких объектов. В городе Нижний Новгород в честь Василия Михайловича названа улица в Советском районе.

О марке

Марка, посвященная Василию Михайловичу Головнину была выпущена в ноябре 1994 г. в серии, посвященной русским географическим экспедициям. Всего серия состоит из 4-х марок номиналом 250 руб. каждая. Три других марки посвящены кругосветному путешествию И.Ф. Крузенштерна 1803-1806 гг., экспедиции Ф.П. Врангеля в Северную Америку и экспедиции Ф.П. Литке во время исследования островов Новой Земли в 1821-1824 гг.

На марке изображен шлюп «Диана», маршрут исследовательской экспедиции вокруг Курил, а также справа вид на порт Петропавловска.

Тираж марок — 800 000 шт. Бумага — мелованная, печать глубокая плюс металлография, перфорация — рамочная 12 x 11½.

Автор изображений на марках Зайцев Л., гравер О. Клочкова. Консультантом при подготовке марок выступил старший научный сотрудник научно-исследовательской исторической группы ВМФ РФ А. Комаров

Источники и дополнительная информация:

1. Головнин В.М. «Путешествие шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку»
2. Головнин В. М. «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах»
3. А.Б. Широкорад. «200 лет парусного флота России». М.2007
4. А.А. Чернышев. «Российский парусный флот. Справочник. Т. 2». М.
5. Курильские острова. Их открытие и присоединение к России (1711-1778 гг.). Историко-документальный департамент МИД России.
6. «Юнона» и «Авось» под черным флагом

Добавить комментарий