Наверное, самый известный тип парусника, самый романтичный, «рабочая лошадка» эпохи великих географических открытий — каравелла. Благодаря своей популярности каравеллы частые гости на почтовых марках. Некоторые из них из своей коллекции я и хочу вам сегодня показать, ну и рассказать немного об истории каравелл.
С расширением морской торговли в XV веке одномачтовые суда уже не соответствовали требованиям времени. Одна мачта создавала слишком большое напряжение на корпус судна, для роста скорости парус приходилось делать очень большим, что вызывал крен корабля и затрудняло управление. И разнообразные когги, кнорры и нефы начали обзаводиться двумя и даже порой тремя мачтами. На юге Европы — в Португалии и Испании, не стали просто увеличивать существующие типы кораблей, а создали совершенно новый тип парусника, определившего история флота на много веков вперед — каравеллу. Каравеллы в отличии от неповоротливых круглых нефов и коггов имели более вытянутые пропорции, что существенно повышало их маневренность, остойчивость и скорость, что было особенно важно в дальних переходах. Постройку первых каравелл в середине XV века финансировал португальский инфант Генрих-Мореплаватель о котором шла речь в статье о марках Португалии.
Считается, что своё название каравеллы получили от португальского caravo — «небольшой парусный корабль» и итальянского саrа bella — «милая красотка». В результате получилось «корабль-красотка». Конечно, каравеллы смотрелись куда изящнее пузатых нефов.
Первые каравеллы были двухмачтовые и несли два косых латинских паруса. На носу и корме располагались высокие надстройки для размещения команды и судового оборудования, в том числе пушек. Доски бортов соединялись вгладь. Косой парус позволял лавировать и неплохо ходить при боковых и даже встречных ветрах (бейдевинд). Вот они на марках бывших португальских колоний Мозамбика и Сан Томе и Принсипи:
Каравеллы были небольшими судами, 20-25 м длиной, шириной 6-9 м, водоизмещением 100-200 тонн, редко до 500 тонн, однопалубные с высоким полубаком для защиты от волн. Скорость их была не более 6 узлов. Вот модель типичной португальской каравеллы XV века из Морского музея в Лондоне:
Различали два типа каравелл по типу парусного вооружения и размерам. Небольшие каравеллы с косыми парусами назывались каравелла-латина:
Для более дальних переходов к берегам западной Африки использовались каравеллы большего размера, которые несли прямые паруса на первых двух мачтах (фок и грот мачтах) и косой парус на последней (бизани). Такие парусники называли каравелла-редонда.
Несколько позже появились каравеллы и с четырьмя мачтами, одна или две передних из которых несли прямые паруса, а задние косые. Тогда же появилась практика установки наверху грот-мачты второго паруса — марселя, что стало важным шагом вперед к классической парусной оснастке.
Четырехмачтовые каравеллы с марселем на фок-мачте на марках Сент-Киттса, Невиса и Ангильи:
Флагман первого путешествия Колумба — «Санта-Марию» ошибочно тоже называют каравеллой, хотя она была больше по размерам двух других кораблей «Ниньи» и «Пинты» и по типу была классической карракой. Сам Колумб в дневниках называл «Санта-Марию» просто нао, что по-испански означает корабль. Но на марках «Санта-Марию» упрямо называют каравеллой, как вот например на марках великих морских держав Парагвая и Сан-Марино:
А вот на марке Испании «Санта-Марию» назвали уже на испанский манер просто нао:
Настоящими каравеллами были «Пинта» и «Нинья»:
На каравеллах были совершены самые известные открытия эпохи Великих географических открытий — Америка, морской путь в Индию, первое кругосветное путешествие и многие другие. О них обо всех мы обязательно еще поговорим, марок этим событиям посвящено предостаточно.
Несмотря на свою популярность и распространенность каравеллы остаются одними из самых загадочных кораблей. До сих пор не найдено ни одного более-менее сохранившегося парусника, хотя более ранние античные и скандинавские корабли известны во множестве. Да и чертежи, которые есть, относятся к уже более поздним периодам, далеким от момента появления каравелл. Поэтому как они выглядели мы представляем себе лишь по отрывочным дневниковым записям и примитивным рисункам.
Небольшие маневренные каравеллы сослужили свою службу, но бурное развитие флота требовало новый тип корабля. Что же пришло на смену мы узнаем в следующих выпусках нашей передачи. Оставайтесь на связи!