История парусного флота — китайская джонка

В очередной раз обновляя каталог по странам устыдился, как скучно одной Японии в Азии. Решил, что надо это срочно исправлять. А что в корабельном мире может быть более азиатским, чем знаменитая китайская джонка?

Джонка марка
Камбоджа, 1996
Михель KH 1649
Скотт KH 1572

Согласно древней легенде джонка была создана первым великим китайским правителем Фу Хси, родившемся в 2852 г. до н.э. Фу Хси был сыном Нимфы, морской богини. На суше спутником Фу Хси был конь, а на море боевой корабль, который тоже был живым. На джонке Фу Хси вступил в бой с морским драконом и победил. И до сих пор джонка в Китае считается живым существом и на её носу часто рисуют глаза, а корпус украшают причудливыми цветами и знаками, напоминающими шею дракона, чтобы отпугивать водных духов и устрашать врагов.

Джонка возникла, скорее всего, как речной транспорт. Глубина рек не так велика, поэтому корабль строили без киля, по сути джонка — это плоскодонка. Речные джонки были плоские, как плоты. С выходом в море корпус их удлинился и стал более округлым. Паруса на джонках были из рисовых циновок, которые складывались на подобие жалюзи. Такая конструкция позволяла легко изменять их площадь (брать рифы). Мачт было от одной до трёх. Из-за тяжести парусов диаметр мачты у основания достигал одного метра. Примечательно, что китайские корабелы использовали разделение корпуса на независимые отсеки, что значительно повышало живучесть судна и позволяло строить джонки достаточно больших размеров. В Европе до этого додумались намного позже. В среднем они были длиной 40-50 м. Руль был осевой. Такая конструкция руля появилась в Европе спустя полторы тысячи лет.

Джонка
Один из первых рисунков джонки, сделанных европейцами

Различают два основных типа джонок — северную и южную. Северная джонка отличалась балконом на корме. Южная была меньше размерами, корпус ее был закруглен. Скорость джонок могла достигать 15 узлов (27,7 км/ч).

Практически в неизменном виде джонка дошла до наших дней. Во все времена вместо грузов джонка могла брать на борт воинов, превращаясь в боевой корабль, а потому они активно использовались как правительством, так и пиратами.

Джонка Филиппины марка
Филиппины, 1984
Михель PH 1630
Скотт PH 1719

На марках впервые джонки появились, я думаю, в Китае в 1913 г. Точнее сказать на марках они появились в Лондоне, так как первый выпуск был напечатан именно в Англии, ну а хождение имели в Китае, конечно. Следующий выпуск был отпечатан уже в Пекине в 1914 г. Выпускались эти марки до 1933 г. Ниже моя небольшая коллекция китайских джонок.

Китай марки джонка

В 1933 году джонки появились на стандартном выпуске марок Французского Индокитая — колонии Франции в Юго-Восточной Азии на полуострове Индокитай, включавшей территорию нынешних Вьетнама (Кохинхины, Аннама, Тонкина), Камбоджи и Лаоса. История Индокитая охватывает период со второй половины XIX века до 1949 года.

Вот такая симпатичная джонка из моей коллекции:

джонка Французский Индокитай марка
Французский Индокитай, 1931
Михель: FR-IC 150
Скотт: FR-IC 143

One comment

  1. Саида

    Добрый день подскажите пожалуйста,вы занимаетесь оценкой почтовых китайских марок?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top