Жозеф Антуан де Брюни д’Антркасто и марки Уоллиса и Футуны

После последнего поста о Джеймсе Куке Вам, также как и мне, наверное, стало интересно, что же это за государство такое — Уоллис и Футуна, и почему у него такие красивые марки? Так что сегодня будет сразу два путешествия в Тихий океан — филателистическо-географическое и историческое, по следам экспедиции французского мореплавателя Жозефа Антуана де Брюни д’Антркасто, изображенного на второй марке Уоллиса и Футуны из моей коллекции.

Марка Уоллис и Футуна парусник

Название:
Admiral Bruni d’Entrecasteaux (1737-1793)
Страна:
Уоллис и Футуна
Дата выпуска:
12 июля 1993
Перфорация:
13
Код по каталогу:
Михель WF 645
Скотт WF 447

Жозеф Антуан де Брюни д’Антркасто

Жозеф Антуан де Брюни д’Антркасто — французский адмирал и исследователь, родился в 1737 г. городе Экс-ан-Прованс, Франция, сын члена парламента Прованса Жана Батиста Бруни. Детство свое провел в иезуитской школе и после окончания хотел остаться в ордене иезуитов, но отец настоял на поступлении Жозефа в военно-морской флот, где юноша и оказался в свои 15 лет. Во время службы принял участие в семилетней войне. После ее окончания д’Антркасто служил в Средиземном море и Индийском океане, где проявил недюжинные способности по части гидрографии. В 1786 году становится командующим индийской базы французского флота. Открыл новый маршрут через Зондский пролив к Молуккским островам, который мог быть использован в сезон муссонов.

Жозеф Антуан де Брюни д’Антркасто
Жозеф Антуан де Брюни д’Антркасто

Самым знаменитым путешествием Жозефа Антуана де Брюни д’Антркасто стала экспедиция в поисках Лаперуза (к нему мы обязательно вернемся в будущем) на фрегатах с символическими именами «Надежда» («L’Esperance») и «Поиск» («La Recherche»).

В поисках Лаперуза

Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз (фр. Jean François de Galaup, comte de Lapérouse) (1741 — 1788) — французский мореплаватель. 1 августа 1785 года Лаперуз на двух фрегатах «Буссоль» и «Астролябия» отправился в кругосветную экспедицию, в план которой входило плавание в северной и южной частях Тихого океана с посещением Дальнего востока и Австралии. В ходе своего плавания Лаперуз посетил Петропавловск, где был встречен весьма радушно. Обследовал тихоокеанское побережье Японии и России. Так пролив между Сахалином и Хоккайдо назван в честь Лаперуза совсем не зря. А вот Сахалин он ошибочно посчитал полуостровом.

10 марта 1778 года Лаперуз вышел из Австралии в сторону Новой Каледонии и пропал.

9 февраля 1791 г. Национальное собрание Франции согласилось направить экспедицию на поиски Лаперуза. Руководителем был назначен контр-адмирал Жозеф д’Антркасто. В состав экспедиции также вошли ученые и художники, чтобы продолжить дальнейшие научные исследования.

28 сентября 1791 года фрегаты «Надежда» и «Поиск» отплыли из Бреста. В ходе экспедиции были исследованы побережье Западной Австралии, Тасмании и залива Карпентария, а также Новой Каледонии, Соломоновых островов и северо-восточная часть Новой Гвинеи.

Фрегаты Надежда и Поиск
Фрегаты «Надежда» и «Поиск»

Затем экспедиция последовала на север к островам Адмиралтейства, где местные жители якобы видели моряков во французской форме, но никаких следов Лаперуза там не было найдено. В декабре 1792 д’Антркасто направился к юго-западной части Новой Голландии. Возвращаясь в Тихий океан экспедиция прошла мимо острова Ваникоро, где затонули корабли Лаперуза, но сам остров не обследовали.

Д’Антркасто умер от цинги 21 июля 1793 г., как и многие другие члены экспедиции, и был похоронен в море. Документы экспедиции были захвачены англичанами и вернулись во Францию после войны в 1802 году. А следы Лаперуза были найдены только в 1826 году английским капитаном Питером Диллоном. Но это совсем другая история.

Фрегаты «Надежда» («L’Esperance») и «Поиск» («La Recherche»)

Фрегат «Надежда» («L’Esperance») был построен в Тулоне. Спущен на воду 14 августа 1781 г.

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 350 тонн
  • длина- 37 м
  • ширина — 8,3 м
  • осадка — 4,2 м
  • экипаж — 200
  • вооружение — 6 8-ми фунтовых пушек и 2 карронады

Фрегат «Поиск» («La Recherche») был построен в Байоне. Спущен на воду в октябре 1787 г. Первое его имя было «Truite».

Технические характеристики:

  • водоизмещение — 400 тонн
  • длина- 36,4 м
  • ширина — 9,1 м
  • осадка — 3,9 м
  • экипаж — 200
  • вооружение — 12 6-ти фунтовых пушек

«Надежда» и «Поиск» были захвачены голландцами в Сурабае на острове Ява и возвращены Франции только в феврале 1794 г. В сентябре того же года «Надежда» и «Поиск» были проданы обратно голландцам и через 2 месяца пущены на слом.

«Надежда» и «Поиск» также изображены на марке Антарктических территорий Франции 1980 г.

Марка TAAF - Reserche and Esperance
Фрегаты «Надежда» и «Поиск» на марке Французских Антарктических территорий, 1980 (в коллекции)

Также Д’Антркасто и парусники экспедиции изображены на марках Новой Каледонии, по пути к которой он и скончался. Таких марок у меня в коллекции пока нет, к сожалению.

Марка Новая Каледония
Адмирал Д’Антркасто, Новая Каледония 1953

Марка Новая Каледония парусник
Адмирал Д’Антркасто, Новая Каледония 1974

Уоллис и Футуна

Обратимся же наконец ко второй части истории — филателистическо-географической. Что же это такое — Уоллис и Футуна?

Уоллис и Футуна — это крошечное островное государство в Океании, находящееся примерно на второй трети пути от Гавайских островов до Новой Зеландии, недалеко от Фиджи. Площадь островов — 142 кв. м. Два самых крупных и называются Уоллис и Футуна. В состав архипелага входит еще крупный остров Алофи и 20 мелких островов. Столица — Мату Уту на острове Уоллис.

Уоллис и Футуна карта
Уоллис и Футуна флаг
Население в основном полинезийцы. Государство является заморской территорией Франции (поэтому и марки такие красивые). Население на июль 2016 г. по данным ЦРУ 15,6 тыс. чел. Основа экономики — сельское хозяйство.

Остров Футуна был обнаружен голландцами в 1616 г., а остров Уоллис англичанами в 1767 г. Футуна был назван в честь местного дерева футу, а Уоллис в честь своего первооткрывателя — капитана корабля «Дельфин» Самуэля Уоллиса. Острова были никому не нужны, пока в начале XIX века на них не стали базироваться китобойные суда. Первое постоянное поселение европейцев основали французские миссионеры в 1837 году, с тех пор население островов почти поголовно католики. В 1842 году Франция объявила протекторат над островами, административно они подчинялись колонии Новая Каледония. В 1942 году во время Второй Мировой Войны острова заняли американские войска (так сказать произвели высадку во Франции). В 1959 году жители островов проголосовали за принятие статуса французских заморских территорий, которыми с июля 1961 года и по сей день официально являются.

Фотозарисовки о жизни Уоллиса и Футуны можно посмотреть в блоге знатного путешественника Артемия Лебедева.

Сначала на Уоллисе и Футуне использовались марки Новой Каледонии, в 1920 году на них стали наносить надпечатки с названием островов.

Первая марка Уоллиса и Футуны
Первая марка Уоллиса и Футуны, 1920

Первые собственные марки — коммеморативный выпуск к Парижской колониальной выставке 1931 г.

Марки Уоллис и Футуна
Марки Уоллис и Футуна, серия «Колониальная выставка», 1931. Скотт 85-88

Первый собственный стандартный выпуск марок Уоллиса и Футуны вышел в 1944 г. при правлении Свободной Франции. Это была серия из 14 марок различного номинала с изображением вазы из слоновой кости. Марки были выпущены в Лондоне.

Марка Уоллис и Футуна 1944
Первый стандартный выпуск Марок Уоллиса и Футуны, 1944. Скотт 127

В дизайне марок Уоллиса и Футуны, как и у братской Новой Каледонии и Французских Антарктических территорий, часто используется металлография, что делает их такими красивыми и притягательными для филателистов. Тематика марок в основном связана с островной жизнью — природа, пейзажи, достопримечательности. Часто выходят марки с историческими и географическими сюжетами, объединяющими заморские французские территории. Вот и марки с Куком и д’Антркасто как раз из такой серии.

Источники и дополнительная информация:
1. Википедия
2. Australian Dictionary of Biography
3. CIA — The World Fact Book
4. «Марки. Большая энциклопедия». Джеймс Макей. М. Эксмо:2009

Добавить комментарий