«Malahat» — королева контрабандистов (Канада)

Сегодня продолжение эпического цикла о последних из парусных могикан — винджаммерах от моего любимого соавтора Сергей Михайловича М. Марка с сегодняшним героем уже появлялась в блоге как иллюстрация к статье о винджаммерах. Естественно Сергей Михайлович не смог оставить такой корабль без внимания и вот, встречайте, бутлегерский корабль «Malahat» на канадской почтовой марке.

Пятимачтовая шхуна Malahat, марка Канады, 1977

Название:
Malahat (серия «Корабли Канады», 3-й выпуск)
Страна:
Канада
Дата выпуска:
18 ноября 1977
Размер:
40×24 мм
Перфорация:
12×12½
Код по каталогу:
Михель CA 674
Скотт CA 746

За океаном об этом корабле рассказывает экспозиция в Ванкуверском морском музее. Ему посвящают документальные фильмы. Его имя стало нарицательным — в честь него названы … , но об этом позже. Чем же стал знаменит этот корабль, начавший и окончивший свою жизнь как лесовоз?

И вначале, по моей традиции, целых две загадки, ответ на которые вы узнаете в конце статьи или догадаетесь сами и убедитесь в своей правоте:

  • Зачем контрабандисты к ящикам с алкоголем прикрепляли пакеты с солью или сахаром?
  • Что из-за борьбы с судами контрабандистов во времена «сухого закона» увеличилось во всем мире в четыре раза?
  • История создания корабля

    К концу первой мировой войны потери флота, вызванные немецкой подводной компанией, были настолько велики, что все свободные корабли многих стран были направлены на службу в военно-морские силы. В Канаде эта ситуация вызвала нехватку судов и местные лесопилки остались без транспорта для доставки своей продукции на рынок. Вскоре после активной компании, канадским лесорубам наконец удалось найти финансирование для постройки собственного флота.

    Всего было построено двенадцать однотипных парусных кораблей, среди которых и была шхуна «Malahat». Программа по постройке деревянных кораблей в Канаде началась в 1916 году. В Британской Колумбии имеющей собственный лес деревянные шхуны, деревянные моторные шхуны и деревянные пароходы продолжали строиться, когда эпоха деревянного кораблестроения во всем мире уже прошла.

    Конструктивные особенности и характеристики корабля

    «Malahat» был пятимачтовой деревянной шхуной с прямой палубой. Построен в 1917 году в Виктории, Британская Колумбия (Канада). Свое название корабль получил в честь города в Британской Колумбии.

    Шхуна Malahat Канада

    Технические характеристики:

    • начало эксплуатации — 1917 г.
    • конец эксплуатации — 1944 г.
    • постройка — компания Cameron Genoa Mills Shipbuilders Ltd. Victoria
    • стоимость строительства — 750 000 канадских долл.
    • материал корпуса — твердые породы дерева (ель Дуглуса)
    • водоизмещение — 1,199 т
    • грузоподъемность — 1,543 т
    • количество палуб — 2
    • длина — 75 м
    • ширина — 13 м
    • высота борта: 6,5 м
    • осадка — 6,4 м
    • максимальная скорость — 5 узлов (при постройке заявленная скорость 12 узлов)
    • двигатели — 2 углепаровых котла 360 л.с.
    • экипаж — мин. 15 чел.

    Все механизмы, присутствующие на борту, обладали ручным приводом. При этом «Малахат» был комфортно оборудован для дальних плаваний, конструкторы не поскупились на удобства — в каюте капитана был камин и полноразмерная ванна, в каютах офицеров — отопление, что было неслыханной роскошью по тем временам.

    Карьера «Malahat»

    Первым владельцем корабля было канадское пароходство. «Малахат» был запущен в эксплуатацию еще до того, как были установлены двигатели. Несмотря на это, им были показаны неплохие результаты «под парусом» во время своего первого рейса. Шхуна начала свою карьеру в качестве лесовоза, возившего пиломатериалы между Канадой и Австралией, и использовалась в таком качестве до 1923 г.

    Парусник Малахат

    1923 год стал тяжелым для многих парусников, которые занимались морскими перевозками. Многие из них оказались на задворках и больше не могли заниматься серьезной торговлей. Шхуна «Malahat» также оставалась в Сиэтле, и казалось, что ее время вышло, однако предприниматель Арчи Макгилес решил подзаработать. И именно с этого момента начинается легендарная история корабля. Дело в том, что в США с 1920 по 1933 настала эпоха гангстеров, джаза, продажных полицейских, врачей и политиков, самогоноварение достигло небывалого размаха, а виной всего этого стал «Сухой закон».

    «Малахат» принадлежал семье Райфел которая также владела несколькими пивоваренными заводами и вискокурнями, поэтому проблем с товаром для контрабанды у корабля не было. Свой первый рейс в новом качестве шхуна совершила в Калифорнию из Ванкувера, где на складе нерастаможенных товаров на борт было погружено более 50 тысяч ящиков качественного спиртного. Более удачного судна для перевозки больших объемов контрабанды было найти трудно. Его огромные трюмы, созданные для перевозки лесоматериалов, вмещали тысячи ящиков запрещенного товара.

    Трюм

    Чтобы понять объемы контрабандного спиртного перевезенного кораблем во времена «сухого закона» обратимся к Джиму Стоуну, сыну капитана «Малахата» Стюарта Стоуна. В своей книге «Мой папа, Rum Runner» (ромовый бегун или ромовоз — так называли корабли занимающимися контрабандой спиртного) Стоун пишет, что «Малахат» за один рейс может перевозить до 100000 бутылок нелегального спиртного, из которых 40 000 размещались на палубе, а 60 000 в трюме. Другой источник приводит цифру 84 000 бутылок в трюме и примерно 16 000 на палубе. Каждый рейс корабля длился несколько месяцев. Вначале парусник совершал два-три рейса в год, в неудачные годы — всего один. Таким образом, за время действия «сухого закона», даже по самым скромным подсчетам, шхуна перевезла на своем борту более 1500000 бутылок алкоголя, что является абсолютным рекордом среди ромовозов. За это «Малахат» получил прозвище «Королева контрабандистов».

    Шхуна Малахат
    Загрузка «Malahat» контрабандным товаром в порту Канады

    В отличие от других морских судов, эту шхуну никогда не арестовывали с контрабандой в территориальных водах. Возможно, это было связанно с тем, что сестра капитана Стоуна, получала информацию от капитанов прибрежных судов о маршрутах кораблей береговой охраны, далее она передавала их в закодированных радиограммах на «Малахат». По другой, более прозаичной, версии команде шхуны удалось наладить отношения с береговой охраной, которая в свою очередь опекала корабль от налетчиков, а взамен получала небольшую партию хорошего товара.

    Как же действовала система доставки контрабанды до берега, ведь «Малахат» был не очень быстрым парусником (около 5 узлов, вместо заявленных 12 при постройке). Наполненный жидким грузом «ромовоз» покидал Ванкувер и направлялся к Фаралоновым островам у побережья Сан-Франциско. За пределами территориальных вод шхуна «Malahat» работала как магазин на воде. В море с парусного судна товар перегружался на небольшие, но быстроходные катера, на которых спиртное доставлялось на берег.

    Шхуна Malahat

    Бутлегерский бизнес корабля, особенно в первые годы «сухого закона», был чрезвычайно выгодным и приносил владельцам невероятные суммы денег. А эксплуатационные расходы корабля были минимальными, т.к. шхуна не использовала много топлива, косые паруса были легки в установке и команда состояла всего из 15 человек.

    Постепенно рынок контрабандного алкоголя стал исчезать. Пытаясь снизить высокую стоимость спиртного, американцы наладили производство собственных напитков в огромном количестве, и продавали свой поддельный алкоголь по более низкой цене. Такая конкуренция уменьшила прибыль парусника «Malahat», и бизнес его владельца пошел на спад. Все закончилось в 1933 году, когда Франклин Рузвельт отменил сухой закон.

    «Malahat» снова стал лесовозом, а в 1934 году он сел на мель недалеко от маяка на острове Holland Rock. Корабль отбуксировали в Ванкувер и восстановили. Впоследствии, по постановлению суда, судно арестовали за долги и выставили на аукцион, на котором его выкупила семья Гибсонов всего за 2 500 канадских долларов. У «Малахата» была срезана верхняя палуба и удалены мачты. Тем самым его превратили в первую в мире самозагружающуюся самоходную баржу, которая в течение девяти лет перевозила бревна с побережья Канады на лесопильные заводы семьи Гибсонов в г. Пауэлл Ривер.

    Во время Второй мировой войны двигатели с корабля были сняты, как дефицитный атрибут. В 1944 года, «Malahat» попал в шторм в районе Баркли Саунд и получил сильные повреждения. После этого его отбуксировали в Пауэлл Ривер нагрузили камнями и затопили, превратив в волнорез в гавани.

    Сегодня от «Малахата» мало, что осталось, он стал домом для угрей, осьминогов и многих, многих других морских обитателей. Остатки корабля являются популярным местом для погружения дайверов. Имя корабля не кануло в лету, его именем названы тематические бары, и крепкие сорта алкоголя.

    Ром, водка и виски, названные в честь шхуны Malahat
    О марке

    Марка, посвященная шхуне «Malahat» была выпущена канадской почтой в ноябре 1977 г. Марка — часть третьего выпуска, посвященного канадским кораблям. Всего в серии 4 марки. Тираж — 8 064 000.

    марки корабли Канады
    Серия марок «Корабли Канады», 1977

    Эмитент марок — Canadian Bank Note Company, Limited. Автор рисунка — Том Бьярнсон (Tom Bjarnason), гравер — Ив Барил (Yves Baril).

    «Сухой закон» в США

    Так как пост о корабле получился достаточно коротким, напоследок хочу привести несколько интересных фактов о «Сухом законе» в США.

    Самые ранние движения протеста, направленного в сторону алкогольных изделий и их распространителей в Америке начались в конце XVIII столетия. Дело в том, что в этот период колонии имели явные проблемы социального характера, связанные именно с проблемой алкоголя. То есть, резко возросло количество пьяных убийств, насилий и грабежей в годы, последовавшие за американской революцией. Самый первый протест и критика пьянства исходили от доктора Бенджамина Раша, подписавшего декларацию независимости от имени Пенсильвании. В частности, он выступил против ежедневной порции виски, выдававшейся солдатам в войсках Конгресса. Кроме того, в обычаи американцев того периода входило ежедневное принятие до нескольких кружек виски, с самого утра и до вечера, вместо кофе и чая, как принято было в Европе. Этим последователи американской самоидентичности и независимости в том числе дистанцировали себя от Старого Света. Ведь кофе и чай — это колониальные продукты, составлявшиеся в колонии метрополией, а виски — изготовлялся на месте, из кукурузы. То есть, новой стране нужно было некое национальное изделие, и, по какой-то странной случайности, им был избран виски.

    Интересные факты:
    1. Бутлегер (Bootleg) – «сапог- нога», и в нем плоская фляжка… И хотя появилось это выражение ещё во время гражданской войны в Америке, когда солдаты и Севера, и Конфедерации прятали фляги в голенище, расцвет этого слова пришёлся именно на времена «сухого закона».
    2. В преддверии введения «сухого закона» многие алкогольные заводы, ожидая закрытия, резко нарастили производство спиртного. В результате на одной из фабрик Бостона 15 января 1919 года произошел взрыв — не выдержал огромный бак с отходами производства. Волна раствора разлилась по улицам города, затопила множество зданий и погубила 21 человека.
    3. Во времена запрета алкоголя в одном лишь Нью-Йорке насчитывалось более 100 000 мест подпольной продажи крепких напитков. Для сравнения: в 2012 году во всем штате Нью-Йорк со значительно большим населением работало всего 55000 заведений, имеющих разрешение на продажу спиртного.
    4. По причине запрета алкоголя государство потратило около 310 миллионов долларов на безуспешную борьбу с подпольной торговлей спиртным. И лишилось, по разным данным, от 11 до 40 миллиардов долларов налоговых отчислений.
    5. Так как солодовый виски содержит эллаголовую кислоту — антиоксидант, который останавливает развитие злокачественных клеток и противостоит сердечным заболеваниям, этот спиртной напиток оказался единственным, официально разрешенным в США. Но исключительно для медицинских целей. Например, врачи могли выписывать спирт для медицинских целей. Пациент же мог законно купить спиртное в аптеке или у своего врача. В аптеках по рецепту продавался даже первоклассный шотландский виски! Считается, что только за 1928 год врачи заработали около $40 млн только на рецептах, позволявших получить виски.
    6. В период «сухого закона» в США, особо ревностные сторонники трезвого образа жизни нанимали специальных людей, которым вменялось в обязанности переписывать Библию, убирая из нее все упоминания о спиртных напитках.
    7. США, почти сплошь состоящей из эмигрантов, появились и первые многочисленные иммигранты. Ими стали покинувшие Штаты виноделы.
    8. Чтобы не позволить бутлегерам использовать технический спирт, департамент финансов дал указание добавлять в него метанол. Делая его тем самым смертельно опасным для человека. Однако популярность подпольного алкоголя все росла и его продавали даже с метанолом, правда уже в разбавленном виде. Итогом стала высокая смертность от некачественных продуктов — около 10 000 американцев умерли в период с 1919 по 1933 год. И более 15 000 человек стали инвалидами.
    9. Несмотря на «сухой закон», самогонные аппараты, повсеместно и открыто продавались в магазинах по всей территории США, а информация о том, как сделать домашнее вино, была доступна в большинстве публичных библиотек. Однако, фактически делать вино у себя дома было незаконным во время запрета.
    10. Религиозные организации были освобождены от сухого закона из-за того, что алкоголь использовался в церемониях. В то время во многих церквях был зафиксирован внезапный приток прихожан.
    11. Гангстеры сражались за контроль над продажей спиртных напитков. Самым известным был Аль Капоне, переживший войну банд, в которой погибло около 500 человек, чтобы стать одним из самых влиятельных людей в Чикаго. Говорят, только в 1927 г. он заработал $60 млн. на продаже алкоголя.
    12. Развитие морских круизов получило большое распространение в США во времена «сухого закона», их называли «круизы в никуда» или «алкогольные круизы» – корабли плыли за пределы штатов, где могли легально продавать спиртное.

    Положительные стороны «сухого закона»
    • За неполные три года действия «сухого закона» произошло оздоровление общества.
    • Число арестов уменьшилось в 3,5 раза, в том числе за бродяжничество.
    • В г. Филадельфия через 9 месяцев оказались пустующими 1100 тюремных камер, а число заключенных сократилось с 2000 до 474, т.е. в 4,2 раза. На 1 апреля 1920 года в тюрьме г. Чикаго из 25000 заключенных осталось 600. Преступность в США сократилась на 70%.
    • В госпитале г. Буффало, освободившиеся в психиатрических больницах койки были переданы для туберкулезных больных, число которых росло в годы торговли алкоголем.
    • Увеличилось потребление молока населением.
    • Улучшилось благосостояние народа.
    • Укрепились семейные устои.
    • Возросли сбережения.
    • Повысились нравственность и гигиена.
    • Уменьшилось число травм и катастроф, убытки от которых снизились на 250 миллионов долларов.
    • Снизилась общая смертность.
    • Резко уменьшилось число пожаров.
    • Закрытые многочисленные пивоваренные и винокуренные заводы были быстро, экономично и с большой пользой переоборудованы для производства нужных народу продуктов и товаров: сиропов, фруктовых и овощных консервов, мыла, конфет, масла, одежды, перчаток, книг и даже открытия гостиниц.

    Отрицательные стороны «сухого закона»
    • Возросла организованная преступность.
    • Государство потеряло значительную часть доходов от продажи спиртного.
    • Появились подпольные самогонщики (Moonshiner).
    • Появились контрабандисты (Bootlegger) — доставляли в страну запрещенное зелье через океан или через канадскую границу.
    • Появились нелегальные притоны (Speakeasy)- где шепотом с многозначительным подмигиванием заказывали чай и в чайной чашке получали горячительный напиток.
    • Возросло употребление наркотических средств.
    • Увеличилась коррупция во всех эшелонах власти.

    Ответы на загадки

    Ну, вот и все, рассказ подошел к концу, осталось только дать ответ на загадки:

    Зачем контрабандисты к ящикам с алкоголем прикрепляли пакеты с солью или сахаром?

    Контрабандисты, всегда готовые к внезапным ситуациям, отличались находчивостью и сообразительностью. К каждому деревянному ящику с алкоголем прикрепляли мешок с солью или сахаром. А также — резиновые емкости, надутые воздухом.

    В случае непредвиденного таможенного досмотра ящики попросту сбрасывали в море. Вскоре соль и сахар растворялись, импровизированный буек вытягивал груз на поверхность. Тогда поднять ящики обратно на борт не составляло труда. Данный эпизод жизни контрабандистов хорошо известен по знаменитому фильму «Однажды в Америке».

    Ящики бутлегеров
    Всплывшие ящики со спиртным

    Что из-за борьбы с судами контрабандистов во времена «сухого закона» увеличелось во всем мире в четыре раза?

    До введения «сухого закона» территориальные воды государств составляли 3 мили от берега. После нескольких лет борьбы с контрабандистами, правительство США вынудило другие страны согласиться с лимитом 12 миль (апрель 1924 г.), надеясь, что это позволит Береговой охране США успешнее бороться с преступниками.

    Источники:
    1. Хитрости бутлегеров
    2. Фильм о Малхате
    3. Ванукверский морской музей
    4. Википедия
    5. Корабельный портал
    6. Пить или не пить: история сухого закона в США (http://www.kulturologia.ru)
    7. https://www.canadianpostagestamps.ca/stamps/16051/five-masted-schooner

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Back to Top