Первая марка с изображением парусника — Lady McLeod (Тринидад)

Отвлечемся немного от истории флота и вновь обратимся ненадолго к филателистической истории и географии. Рассказ о самой дорогой марке с парусником уже был, пришло время узнать какая же марка с изображением парусника была первой.

Первой маркой с изображением корабля считается марка частного почтового отделения на Тринидаде — знаменитая «Леди Маклеод» (Lady McLeod), на которой был изображен парусный пароход с таким названием. Марка была выпущена в 1847 г. и знаменита тем, что является вообще первой маркой английских колоний. Напомню, что первая марка была выпущена в Англии в 1840 г.

Марка редкая и дорогая, каталог Скотта говорит, что новая такая стоит 50 тыс. долл., гашеная 12,5 тыс. долл. Но, как и в случае с Британской Гвианой, юбилейные выпуски «марки на марках» позволяют иметь в коллекции редкие марки совершенно недорого (сарказм).

Марка Lady McLeod

Название:
Trinidad’s first stamp – The Lady McLeod
Страна:
Тринидад и Тобаго
Дата выпуска:
12 апреля 1972
Перфорация:
гребенчатая 14½
Код по каталогу:
Михель TT 299
Скотт ТТ 316

Эта марка была выпущена в составе блока из трех марок. На первой номиналом 5 центов изображен парусный пароход Леди Маклеод (Lady McLeod), на второй номиналом 10 центов — маршрут, по которому перевозилась почта, на третьей номиналом 30 центов собственно напоминание о том, в честь чего были выпущены марки.

Блок марок Lady McLeod
Блок марок в честь 125-летия первой марки Тринидада, 1972
История марки и парохода Lady McLeod

Во второй половине XIX века Тринидад был достаточно преуспевающей английской колонией, торговля сахарным тростником и какао приносила неплохой доход местным землевладельцам. На острове для перевозки местной почты с 1844 г. даже существовала собственная морская линия между столицей Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо, которую обслуживал медлительный и часто ломающийся пароход «Пария». В 1855 г. компания Turnbull, Stewart & Co построила новый трехмачтовый пароход, который был назван в честь жены губернатора Тринидада сэра Генри Маклеода. Корабль был построен в Шотландии. Длиной он был 33 м, двигатель, приводивший в движения его два колеса обладал мощностью всего 40 л.с. 5 сентября 1845 г. «Леди Маклеод» отправилась в Тринидад и после 48-дневного путешествия прибыла в Порт-оф-Спейн.

3 ноября 1845 в местной газете было опубликовано официальное объявление о начале регулярного почтового сообщения между Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо. Перевозка официальных писем была бесплатной, для прочих клиентов была установлена абонентская плата в 1 доллар в месяц или 10 центов за письмо для тех, кто не оформлял подписку.

Карта Тринидада
Карта Тринидада с маршрутом следования Lady McLeod

В ноябре 1846 г. корабль перекупил местный торговец шерстью Дэвид Брайс и тот уже 16 апреля 1847 г. совершил революцию в почтовом сообщении Тринидада, выпустив собственные почтовые марки для оплаты перевозки почты на своем пароходе. Цена марок была установлена в 5 центов, 100 марок можно было приобрести за 4 доллара. Марки находились в обращении около трех лет, точное время вывода прекращения хождения марок определить невозможно, так как гасились они не календарными штемпелями, а просто ручкой.

Марка была отпечатана темно-синей краской литографическим способом на толстой желтоватой бумаге. На марке был изображен пароход Lady McLeod в море, а также вензель LMcL. Автором изображения на марке скорее всего является Чарльз Петит (Charles Petit). Сколько всего было отпечатано марок, сколько их было на листе — неизвестно. Сохранилось 26 экземпляров чистых марок, 24 использованные марки, а также 39 конвертов. Плюс множество подделок.

Марка Lady McLeod Тринидад 1847

Конверт с маркой «Lady McLeod». Октябрь 1847 г. (Национальный почтовый музей США)

«Lady McLeod» затонула в районе Сан-Фернандо в 1854 году. Колокол с корабля был поднят и ныне находится в фойе здания мэрии Сан-Фернандо и регулярно выставляется на выставках Обществом филателистов Тринидада.

Тринидад и Тобаго

Острова Тринидад (в переводе с испанского «троица») и Тобаго (в переводе с испанского «табак») открыл Христофор Колумб 1498 г. во время своего третьего путешествия. После этого острова переходили из рук в руки. Ими владела Испания, Франция, Голландия. На Тобаго в свое время существовала пиратская база и в конечном счете территория в 1802 г. стала британской колонией. 31 августа 1962 года Тринидад и Тобаго получили независимость. С 1976 года государство стало называться Республикой Тринидад и Тобаго.

Карта Тринидад и Тобаго

Флаг и Герб Тринидад и Тобаго
Флаг и Герб Тринидад и Тобаго

Британский Post Office был открыт в 1801 году, но сначала почта Тринидада занималась только международными отправлениями. Внутренняя почта доставлялась только в пределах столицы, по острову почтовые отправления стали доставлять только с 1816 года.

Первые официальные почтовые марки Тринидада вышли в 1851 году, на 4 года позже частной Lady McLeod. На марках не было обозначение номинала. Они продавались по цене один пенни (коричневая и синяя). Обозначение номинала впервые появилось на марках только в 1859 году. В последующие годы марки многократно переиздавались, их рисунок немного изменялся, но до момента, когда появились почтовые марки объединенной колонии Тринидад и Тобаго, на них неизменно было изображение символов Британии.

Первые марки Тринидада
Первые марки Тринидада, 1851-1853 (Каталог Скотт)

У меня в коллекции есть марка Тринидада выпуска 1883-1884 г. с изображением Королевы Виктории.

Марка Тринидада 1883
Марка Тринидада 1883-1884 (номер 69 по каталогу Скотта)

В 1913 г. были выпущены марки объединенного Тринидада и Тобаго.

В отличие от других колоний и островных государств, марок с изображением парусных кораблей на Тринидаде было выпущено не так много. У меня в коллекции пока всего одна такая марка, 1970 года с изображением гавани Сан-Фернандо.

Марка Тринидад и Тобаго
Гавань Сан-Фернандо. Марка Тринидада и Тобаго, 1970 (Mi:273, Scott:190)

Источники и дополнительная информация:
1. История Тринидада (Википедия)
2. История почты Тринидада (Википедия)
3. Smithsonian National Postal Museum

Добавить комментарий