Линейный корабль «Гото Предестинация»

Продолжаем изучать историю русского флота и сегодня рассказ о первом линейном корабле, построенном Петром I после возвращения из Европы, флагмане Азовской флотилии — «Гото Предестинация».

А появился корабль на российской марке 1993 г. в серии, посвященной русским кораблестроителям, в рамках большого выпуска марок к 300-летию флота.

Марка Гото Предестенация

Название:
Пётр I и корабль «Гото Предестинация»
Серия «Русские кораблестроители. К 300-летию Российского флота»
Страна:
Россия
Дата выпуска:
7 сентября 1993
Размер:
58х26 мм
Перфорация:
гребенчатая 12×12½
Бумага:
мелованная
Печать:
офсет
Художник:
Комлев Г.
Тираж:
2 100 000
Код по каталогу:
Михель RU 334
ИТЦ «Марка» 115

История корабля

Вернувшись из Европы и подавив стрелецкий бунт, Пётр I в октябре 1698 г. отправляется с инспекцией в Воронеж, где проходило создание азовской флотилии. Флотилия создавалась с целью противостояния Османской империи и защиты южных рубежей России перед планирующейся войной со шведами. И нельзя сказать что Петр остался доволен увиденным. Созданный с большими трудностями новый флот представлял из себя силу очень сомнительного достоинства. Следствием существующей натуральной флотской повинности стало то, что корабли строились наспех, из сырого леса, без чертежей, что говорится «на глазок».

В ходе своего двухмесячного пребывания в Воронеже Пётр заложил два новых корабля, строительством одного из которых руководил сам. Корабль был заложен 19 ноября 1698 г. и получил название «Гото Предестинация» (лат. Божье предвиденье). Сохранившиеся архивы свидетельствуют, что чертеж корабля Пётр делал сам, взяв за основу конструкцию английских парусников. Постройка корабля впервые велась без участия иностранных корабелов, главным мастером был Федосей Скляев, изучавший вместе с царем корабельную науку в Голландии и Англии. Пётр внес в первоначальную английскую конструкцию множество изменений. Так как корабль предназначался для мелководного Азовского моря, была уменьшена осадка, что потребовало поиска новых пропорций. Была применена особая конструкция составного киля, что серьезно повышало живучесть корабля в случае удара о грунт. В английском флоте нечто подобное появилось только через полторы сотни лет. Орудия для корабля были отлиты на заводах Демидова.

Воронежские верфи
Цейхгауз Петра I, Воронеж

Спуск корабля состоялся 27 апреля 1700 г., в присутствии самого Петра, царевича Алексея, высших государственных чинов и иностранных послов.

Характеристики корабля:

  • длина — 36 м
  • ширина — 9,5 м
  • глубина трюма — 2,9 м
  • классификация — линейный корабль 4-го ранга
  • вооружение — 58 пушек (26 16-фунтовых пушек на нижнем деке, 24 8-фунтовых на верхнем деке, 8 3-фунтовых на юте)
  • экипаж — 253 человека
  • Гото Предестинация
    «Гото Предестинация». Гравюра А. Шхонебека, 1701 г

    Корабль был богато украшен, резьба на носу, корме и пушечных портах была покрыта позолотой, ставни портов изнутри окрашены в огненно-красный цвет, корпус белый с двумя голубыми полосами. Пётр I остался очень доволен новым кораблем:

    Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный.

    Мастерство его строителей было высоко оценено английскими и голландскими специалистами, лучшими в то время. По отзывам современников, «Гото Предестинация» обладал отменными мореходными качествами, хорошей остойчивостью и был самым быстроходным судном Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Крюйса. Однако полностью продемонстрировать свои боевые и мореходные качества корабль не смог, ввиду вынужденного бездействия Азовского флота в те годы.

    После заключения Прутского мира и потери Азова Пётр I пытался вывести корабль в Средиземное море и далее в Балтику, но турки отказались пропустить русские суда через черноморские проливы. В октябре 1711 г. «Гото Предестинация» был продан турецкому правительству.

    Гото Предестинация
    «Гото Предестинация». Художник И. Родинов
    Память

    В 2009 г. Губернатором Воронежской области Гордеевым было объявлено о создании копии «Гото Предестинации». 15 июня 2011 года на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония закладки копии корабля и 27 июля 2014 года в день военно-морского флота корабль «Гото Предестинация» был торжественно спущен на воду. Сейчас на нем расположен музей военно-морского флота. На сайте музея по кораблю можно совершить виртуальный тур.

    Гото Предестинация Воронеж
    Корабль-музей «Гото Предестинация» (фото Википедия)
    «Гото Предестинация» в филателии

    Кроме первого своего появления на российской марке в 1993 году, «Гото Предестинация» также появился на марке серии, посвященной 300-летию военно-морского образования в России. Почтовый блок был выпущен в январе 2001 г. Художник А. Федулов. На марке номиналом 1,5 руб. изображен чертеж «Гото Предестинация», правда на марке об этом упоминания нет, надо быть или хорошим знатоком истории флота или заглянуть в каталог.

    Марка Гото Предестинация
    Чертеж «Гото Предестинация» на марке, посвященной 300-летию военно-морского образования в России

    В марте 2015 г. был выпущен художественно-маркированный конверт с изображением воссозданной копии корабля «Гото Предестинация». Художник-дизайнер – Х. Бетрединова, автор фото на конверте — директор воронежского филиала «Почты России» Юрий Бесхмельницин.

    Конверт Гото Предестинация
    ХМК с изображением корабля-музея «Гото Предестинация»

    Также корабль появлялся на марках Намибии, а также таких экзотических государств как Западное Папуа (или западная) и Приднестровская Молдавская республика. Но по понятным причинам приводить их здесь я не буду.

    Марка Гото Предестинация
    «Гото Предестинация» на марке Намибии, 2016

    Источники и дополнительная информация:
    1. Википедия
    2. «Парусники мира». Л.И. Рославлев. М.:2001
    3. «История российского флота». М.:2017

Добавить комментарий