Последний исторический тип парусника — Винджаммер

Автор сегодняшнего поста опять дорогой Сергей Михайлович Максимов. Его так поразил своей мощью и красотой винджамер «Пройсен » («Пруссия»), что он решительно продолжил изыскания и подготовил отличный материал про этот тип кораблей, ставший последним в развитии парусного флота.

Пятимачтовая шхуна Malahat, марка Канады, 1977
Пятимачтовая шхуна Malahat, марка Канады, 1977

Последние из могикан

Винджа́ммер — последнее поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции.

А перед тем, как мы углубимся изучение этих прекрасных кораблей вот вам очередные загадки:
Что общего между гуано и пианино?
Были ли винджаммеры болтунами и плаксами?
Ответы на эти загадки вы узнаете, прочитав данный пост.

Этимология слова windjammer

Есть две версии происхождения названия windjammer. Голландское «jammeren» и немецкое «jammern» имеют значения «вопить, выть, плакать». В переводе с английского «wind-jammer» обзначает «болтун». Таким образом, первая версия происхождения названия связывает его с типичным звуком сильных ветров, дующих в снастях.
По второй версии название произошло от английского слова «jam» («помеха, давка, остановка, заедание»). Площадь парусов винджаммеров была настолько велика, что казалось, будто ветер в них «застревал». И на на русский язык «windjammer» чаще всего переводят как «выжиматель ветра», но лично мне больше нравится перевод «похититель ветра». На мой взгляд он более точен и имеет более романтический оттенок, к сожалению, данный перевод встречается крайне редко.

Парусник Preussen
Preussen. Марка ФРГ, 1977
Конструктивные особенности и оснащение винджаммеров

Винджаммеры использовали все новинки кораблестроения того времени, отказавшись от использования дерева в конструктиве корабля в пользу применения железа и стали. Это позволило инженерам реализовать все требования гидродинамики — корабли стали больше и имели более удлиненные корпуса, в результате чего сильно выросла их средняя скорость. Хотя в США, богатых лесом, наравне с железом продолжали использовать дерево при постройке винджаммеров, как например на 6-мачтовой шхуне «Вайоминг».

Помимо стальных корпусов винджаммеры оснащались стальными мачтами, что позволяло расположить паруса на большей высоте и увеличить площадь парусности. Более длинные корпуса позволяли устанавливать больше мачт — от трёх и более. Наибольшим количеством мачт обладала американская шхуна «Томас В. Лоусон», имевшая их сразу семь. На многих кораблях с целью облегчения работы с парусами стали использовать два больших паруса на каждой мачте, с соответствующим обозначением «верхний» и «нижний». В начале ХХ века работа с парусами начала осуществляться при помощи лебёдок, с паровым или электрическим приводом.

Парусник Thomas W.Lawson
Thomas W.Lawson (Википедия)

Некоторые винджаммеры оснащались паровыми двигателями, служившими вспомогательным двигателем на случай штиля. Но не все судовладельцы соглашались с дополнительными тратами, связанными с введением и эксплуатацией паровых машин на парусниках.

Маршруты, задачи и грузы винджаммеров

В 1870-90 -х гг. пароходы стали достаточно экономичны, чтобы вытеснить парусники с европейских линий, но для дальних маршрутов им была необходима промежуточная бункеровка (заправка топливом и водой для паровых двигателей), процедура достаточно долгая и недешёвая, ведь требовалось содержать сеть промежуточных угольных станций. Поэтому дальние маршруты оставались пароходам неподвластны.

При выборе маршрутов коммерческих парусников старались выбирать места, хорошо обеспеченные постоянными ветрами, благо предыдущая эпоха Великих Географических Открытий позволила накопить большой опыт в этом направлении.
Перевозили на винджаммерах чаще всего недорогие насыпные грузы. Из Чили и Перу, огибая мыс Горн, парусники везли селитру, гуано и руду, из Бразилии доставлялись экзотические породы дерева, джут и рис из Азии, копра с островов Океании, из Персидского залива шла нефть (в бочках или наливом в корпус). В обратном направлении, из Европы, парусники везли уголь в порты, где бункеровались их соперники-пароходы.

Из Австралии доставляли шерсть, пшеницу и ячмень. Учитывая сезонность поставок пшеницы, парусники, работавшие на австралийской линии, стремились доставить её в Европу (вокруг мыса Горн), как можно быстрее, чтобы иметь лучшие условия сбыта. Возникли так называемые «зерновые гонки», наподобие знаменитых «чайных гонок» клиперов середины XIX в. Причем, придерживаясь западных ветров и сопутствующего течения, из Европы корабли шли, огибая Африку, а из Австралии также на восток, огибая мыс Горн, возвращались в Европу, совершая кругосветное плавание.

Одним из специфических грузов, которые перевозили только парусные суда, были пианино. Дело в том, что вибрация корпусов при работе судовых двигателей крайне негативно сказывалась на их настройке. Здесь у винджаммеров конкурентов не было. Так в своем последнем рейсе из Германии в Чили большой фрегат «Пруссия» перевозил смешанные грузы, в составе которых были рояли.

Команду на винджаммерах нередко составляли курсанты морских училищ, которые были должны проходить практику на парусных судах. Кроме того, командовать судном мог тоже выпускник морского училища, которому было необходимо проходить стажировку. Это сокращало расходы на содержание команды, а бывало находились романтики, которые даже платили за место в команде.

Винджаммер "Полинезия". Марка Невиса, 1980
Винджаммер «Полинезия». Марка Невиса, 1980

Винджаммеры иногда путают с клиперами, но есть существенные различия между ними. В то время как клиперы оптимизированы для скорости, винджаммеры оптимизированы для грузоподъемности и легкости в обращении. Они уходили в дальние рейсы с очень немногочисленными экипажами, пожалуй, именно это и являлось их наиболее характерной чертой. Так, на четырехмачтовом клипере «Грейт Рипаблик» (1854 года) при общей площади парусов 5381 кв.м. было 115 человек команды, а на стандартном стальном четырехмачтовом барке (1904 года) соответственно 3023 кв.м. и 32 человека. То есть на клипере на одного человека приходилось 47 кв.м. парусов, а на винджаммере — 95 кв. м.

В целом, можно сказать, что винджиммеры стали причиной заката эпохи клиперов по четырем основным причинам:

  • грузоподъемность винджаммеров значительно больше клиперов
  • использование железа и стали позволило сделать корпус и рангоут прочнее и легче и увеличило емкость трюмов за счет экономии места в конструктиве судов
  • винджаммеры были дешевле в обслуживании, в т.ч. за счет использования вспомогательных паровых механизмов
  • при этом скорость винджаммеров была сопоставима со скоростью клиперов
Строители и владельцы винджаммеров

Постройку винджаммеров осуществляли верфи Англии, Германии, Франции и США. Компании этих же стран занимались их эксплуатацией.

Поначалу бесспорными лидерами в строительстве винджаммеров были англичане. В 1875 году в Шотландии был спущен на воду железный четырехмачтовый корабль «Каунти оф Пиблз», который можно считать родоначальником всех последующих поколений многомачтовых «выжимателей ветра». В 1891—1892 годах в Глазго и Данди были построены великолепные барки «Пасс оф Мелфорт», «Оливбэнк» и «Лоухилл», ставшие образцами для всех последующих четырехмачтовых винджаммеров — как британских, так и поставленных заказчикам из Германии, Франции, Италии и других стран.

Pass of Melfort
Pass of Melfort

Немцы же, буквально за два десятилетия превратившиеся в морскую нацию, видели в строительстве винджаммеров не только экономическую выгоду, но и возможность утвердить свой престиж, оспорить приоритет англичан на океанских дорогах. И блестяще выполнили поставленную перед собой нелегкую задачу. К 1913 году германский стальной парусный флот обогнал английский — если не количественно, то качественно. Только гамбургские и бременские судовладельцы располагали флотом из 130 винджаммеров. Наиболее крупными строителями были верфь «Блом и Фосс» в Гамбурге, и «Текленборг» в Гестемюнде. Парусники меньших размеров строились на верфи «Рикмерса» в Бремерхафене.

Проектированием и строительством занимались видные кораблестроители тех лет, например в Германии это были Гёттингенский университет, аэродинамики «Феппель» и «Прандтль», судостроители Миддендорф, Гросек и другие.

Большинство крупных парусников было сосредоточено в руках немецкой компании «Лаисс», включая парусники «линии П» (об одном из них «Preussen» ранее был отдельный пост). Крупнейшим флотом винджаммеров владел швед Густав Эриксон из Мариехамна на Аландских островах. Под его флагом плавало более 40 крупных парусников. Перед Второй мировой войной он владел двумя десятками винджаммеров, а после войны его империя рухнула. Эриксон умер в 1947 г., заявив перед смертью, что жизнь в мире без парусников лишена для него смысла.

Закат эпохи паруса

В 1869г. был открыт Суэцкий канал, которым парусники не могли пользоваться, и им приходилось продолжать ходить вокруг Африки, что негативно сказывалось на конкуренции с пароходами. Аналогичная ситуация сложилась и с введением в строй в 1914 г. Панамского канала.

Винджаммеры были выгодны только на дальних линиях, для определённых грузов, а потому сильно страдали от колебаний цен на эти грузы. Так, падение цен на южноамериканскую руду, а также истощение южноамериканских месторождений нитратов привели к резкому сокращению числа занятых парусников на этой линии и переводу большинства на австралийскую линию.

Вынужденные в поисках ветра постоянно посещать участки океана с развитыми штормовыми условиями, парусники часто страдали от жестоких штормов и циклонов, ломающих мачты, смещающих балласт и т. п. Сыграло свою роль и техническое несовершенство больших парусников. Суда, не имевшие двигателя, нередко заканчивали свой путь на скалах, куда попадали в результате штиля. Также отсутствие двигателя пагубным образом сказывалось на длительности переходов — большинство крупных европейских портов располагалось в устьях рек, и беспомощные парусники были вынуждены иногда целыми днями ждать прихода буксира. Не меньшие трудности ждали суда и в порту, где мачты и рангоуты мешали работе современных грузовых средств, в результате чего погрузка нередко шла вручную.

Дальнейшее увеличение размеров торговых судов было недоступно парусникам, они достигли своего максимума, а потому проиграли и гонку размеров. Главными врагами винджаммеров стали не только пароходы, но и подводные лодки, которые во время Первой Мировой заставили многие корабли упокоиться на морском дне. Только германским флотом в 1914-1918 годах был потоплен один пятимачтовый и 66 четырехмачтовых винджаммеров, без учета шхун и трехмачтовых судов.

Современность

После второй мировой войны большие парусники окончательно ушли из коммерческой эксплуатации. Многие были отправлены на слом, стали плавучими музеями и даже ресторанами. Но некоторые были переведены в разряд учебных судов, в том числе в советском флоте. Учебными стали полученые в качестве репарации крупнейшие немецкие парусники — барк «Magdalene Vinnen II», впоследствии «Kommodore Johnsen», а после передачи СССР получивший имя «Седов», а также барк «Padua» переименованный в СССР в «Крузенште́рн».В последующем даже осуществлялась специальная постройка таких судов в качестве учебных («Горх Фок II» в ФРГ, «Дар Молодежи» в Польше).

Марка барк Седов
Барк «Седов». Марка СССР, 1981

В 2000 году был построен польский круизный лайнер «Royal Clipper» по образу и подобию «Пруссии». Так что технически винджаммеры живы и здравствуют до сих пор.

Источники:
1. Википедия
2. «Парусники-иллюстрированный путеводитель (Занимательная энциклопедия)». 2014 Поспелов А.С.
3. Парусники (Подарочные издания. Техника). 2015 Поспелов А.С.
4. «Парусники (Малая энциклопедия)». 1996 Гуляш Ш.
5. «Винджаммеры на войне», Балакин С. «Вокруг света», №10 (2829) 2009

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top