Учебный парусник «Товарищ (I)», СССР 1981

В 1981 г. в СССР была выпущена серия из 6-ти марок, посвященная учебным парусным судам. Сегодня рассказ о первой из них — марке номиналом 4 коп. с изображением четырех-мачтового барка «Товарищ (I)» — первого учебного парусного судна в СССР.

Марка парусник Товарищ

Название:
Четырех-мачтовый барк «Товарищ (I)»
Страна:
СССР
Дата выпуска:
18 сентября 1981
Художник:
А. Аксамит
Перфорация:
comb 12½ x 12
Тираж:
7 200 000
Код по каталогу:
Михель SU 5112
Соловьев 5230

Первый «Товарищ» (о втором будет речь попозже) был построен в 1892 г. в Англии, в Белфасте. Первое имя парусника — «Лауристон» (Lauriston). После спуска на воду «Лауристон» стал одним из крупнейших парусников мира.

Технические характеристики:

  • дата спуска на воду — 17 октября 1892 г.
  • место постройки — верфь Workman, Clark & Co, Белфаст
  • корпус — сталь
  • водоизмещение — 4750 т
  • длина (по палубе) — 88 м
  • ширина — 12,7 м
  • осадка — 6,6 м
  • скорость — 14 узлов
  • экипаж — 32 моряка и 120 курсантов

Барк Товарищ

Первоначально «Лауристон» имел парусное вооружение клипера, позднее был переделан под барк. То есть бизань-мачта стала нести косой парус. Это было вызвано необходимостью снизить эксплуатационные расходы за счет сокращения команды, обслуживающей прямые паруса на всех четырех мачтах. В первые годы своей жизни парусник служил транспортным кораблем в различных компаниях. Плавал в Индию, Юго-восточную Азию, Австралию. Перевозил джут, шерсть и прочие колониальные товары. В 1897 году он пришел из Ливерпуля в Рангун за 95 суток, в 1899 году — из Холихэда в Калькутту за 96 суток, в 1901 году — из Ливерпуля в Рангун за 106 суток. Это была вполне приличная скорость, хотя и далекая от рекордов прославленных клиперов «Фермопилы» и «Катти Сарк».

Осенью 1914 г. парусник был продан Российской империи. В течение 1916 года «Лауристон» перевозил железнодорожные рельсы для линии Мурманск-Петроград. После этого использовался в качестве угольного лихтера (буксируемой баржи) для обеспечения флотилии минных тральщиков. В 1917 г. был захвачен в порту Архангельска интервентами и попал обратно на родину в Англию. В Россию барк вернулся в 1921 г. В те годы пароходы почти окончательно вытеснили парусники на обочину истории, поэтому молодое советское государство решает переоборудовать парусник в учебное судно. Переделка прошла в Германии и в 1923 г. корабль получил имя «Товарищ» и был приписан к порту Петрограда. Корабль совершил несколько рейсов в Южную Америку в качестве транспортного корабля. Условия для курсантов на корабле были тяжелые. На «Товарище» не было ни парового отопления, ни вентиляции. Не было холодильников, электрического освещения, бани, опреснителя. На борту был паровой котел, однако он питал только лебедки для подъема груза.

В феврале 1928 г. «Товарищ» попал в неприятную историю. Во время плавания в Южную Америку в Ла-Манше парусник протаранил итальянский грузовой пароход «Alcantara». Пароход затонул меньше чем за минуту, из итальянской команды спасся только один человек. Судебное разбирательство в Англии по случаю столкновения тянулось более двух лет, руководству барка были предъявлены обвинения, однако суд не пришёл к однозначному мнению о виновности «Товарища». После этого случая барк никогда больше за границу не плавал. Это было связано с тем, что судовладельцы «Алькантара» опротестовали решение английского суда и потребовали пересмотра дела, что грозило арестом «Товарищу» в ближайшем порту захода.

В 1941 г. «Товарищ» был захвачен немцами в порту Мариуполя и после этого использовался ими как плавучая казарма Хорватского легиона. Погиб парусник ориентировочно в 1943 г., а может и раньше — сведения о дате его гибели, так и о причине противоречивы. Очевидцы рассказывают, что перед отступлением из Мариуполя фашисты подожгли и взорвали парусник. После войны, по рассказу главного диспетчера Азовского морского пароходства Н.Ф.Васильченко, затопленный «Товарищ» был поднят, но корабль находился в таком состоянии, что ремонтировать его уже не было смысла. С него сняли якорь и установили его в сквере у порта как памятник, а корпус парусника был разрезан на металлолом.

Якорь Товарищ
Якорь «Товарища» в сквере Мариуполя

Имя же «Товарищ» унаследовал другой парусник — бывшее учебное судно германского военно-морского флота барк «Горх Фок», переданный после окончания Второй Мировой Войны по репарации СССР. Но об этом в другой раз.

Подробнее:
1. «Моделист-Конструктор», 1981, №8
2. Википедия
3. «Старый Мариуполь», «Судьба Товарища»
4. «Легендарный первый «Товарищ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top