Gauss (Французские антарктические территории, 1984)

Зима, холода, всё как-будто изо льда… Поэтому сегодня опять Антарктида! Ледяной континент и до своего открытия, и после, всегда притягивал к себе искателей приключений. Сегодня рассказ о марке французских антарктических территорий и корабле Gauss.

Парусник Gauss - марка Французские антарктические территории

Название:
Research vessel «Gauss»
Страна:
Французские антарктические территории
Дата выпуска:
03 ноября 1984
Перфорация:
комбинированная, 13×12¾
Код по каталогу:
Михель TF 195Zf
Скотт TF C84

Несмотря на то, что марка выпущена Францией, на ней изображен немецкий корабль Gauss, на котором в 1901-1903 годах состоялась первая германская антарктическая экспедиция (нем. Gauß-Expedition).

История германской антарктической экспедиции

Экспедицию возглавил Эрих фон Дригальский (Erich Dagobert von Drygalski) (1865, Кеннигсберг — 1949, Мюнхен), профессор геологии и геофизики Берлинского университета, известный своими исследованиями Гренландии (видимо еще тот фанат льда и холода). Экспедицию финансировал лично последний император Германии Вильгельм II, выделивший на ее цели 1,2 млн. марок.

Экспедиция стартовала из Киля 11 августа 1901 года в составе тридцати двух человек. Так как антарктические территории к югу от Новой Зеландии были объектом исследования англичан, то немцы решили отправиться в наименее изученный район — в сектор Индийского океана. Была надежда, что в том месте находится залив, глубоко вдающийся вглубь материка, что поможет приблизиться к полюсу по морю.

21 февраля 1902 года экспедиция достигла побережья Антарктиды и присвоила вновь открытому побережью название «Земля Вильгельма II» (координаты 87°43′ в.д. 91°54′ в.д.). Пытаясь подойти ближе, «Гаусс» попал в ледовый плен, в котором находился почти год. Благодаря округлой форме корпуса (был учтен опыт постройки норвежского корабля Нансена «Фрама») «Гаусс» не был раздавлен, а лишь выдавлен на льдину.

gauss во льдах
Gauss во льдах Антарктиды

Во время вынужденной зимовки было обследовано ближайшее побережье Антарктиды, открыт вулкан, которому путешественники присвоили имя Гаусса, исследованы ближайшие ледники. В начале 1903 г. айсберги постепенно стали разламывать окружающий лёд. Команда для собственного освобождения применила научный метод — из золы и другого темного мусора на льду была выложена полоса до ближайшей щели во льдах, и яркое антарктическое солнце помогло растопить путь к освобождению. 8 февраля 1903 года лед разломало и корабль вырвался на волю. Последующие попытки подойти ближе к югу не увенчались успехом и 8 апреля экспедиция отправилась домой.

Выполненные Дригальским исследования берега, фауны, а также метеорологии антарктического побережья значительно обогатили науку того времени. Примечательным было еще и то, что Дригальский совершил первую попытку (успешную) полетать над Антарктидой на воздушном шаре, наполненном водородом.

Корабль Gauss в Антарктиде
Корабль Gauss в Антарктиде

В Киль экспедиция возвратилась 23 ноября 1903 года. Кайзер Вильгельм II, однако, не был удовлетворен её результатами, так как немецкая экспедиция достигла лишь 66° 2′ южной широты в то время, как британцы в ходе своего антарктического похода достигли 82° 11′ ю.ш. Правителей мало интересовали научные результаты, главной была гонка к Южному полюсу, в которой англичане пока были впереди.

Gauss — корабль на марке

Gauss был парусно-моторной баркетиной. Построен в 1901 г. на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft в Киле, земля Шлезвиг-Гольштейн, Германия. Это самая большая германская верфь. Стоимость корабля составила полмиллиона немецких марок.

Характеристики:

  • водоизмещение- 1465 тонн
  • длина — 46 м
  • ширина- 11 м
  • осадка — 4,8 м
  • двигатель — паровая машина (325 л. с.)
  • паруса — 1000 кв. м
  • скорость — 7 узлов
  • команда — 30 чел.

Корабль Gauss
Назван корабль был в честь немецкого ученого Карла Гаусса, который впервые рассчитал положение Южного магнитного полюса.

Корпус судна был деревянным, нос и корма были обшиты металлом для усиления конструкции. На палубе были сооружены конуры для перевозки 77 сибирских ездовых лаек. Паровой котёл питался нефтью.

На следующий год после возвращения (1904 г.) «Гаусс» был продан в Канаду и получил новое имя «Арктик». Корабль долгое время использовался в арктических исследованиях и, после того как его деревянные конструкции износились, был брошен на приколе и в 1925 г. окончательно сгнил.

О марке

Эта марка с изображением корабля Gauss была выпущена 3 ноября 1984 г. к международной филателистической выставке Nordposta, которая проходила в Гамбурге.

Источник изображения — гравюра на стали, автор изображения французский художник и гравер Клод Хейли (1923-1988), автор еще множества марок Франции и ее заморских территорий.

Gauss также отмечен на другой марке Французских антарктических территорий, а также на марке Германии. Под именем Arctic был изображен на марке Канады в 1977 г. (все марки с изображением корабля Gauss).

Источники:
1. Германская антарктическая экспедиция (Википедия
2. История открытия и исследования Антарктиды. А.Ф. Трешников, М.:1963
3. Erich von Drygalski — Gauss German National Antarctic Expedition 1901-03

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top