145 лет открытия Антарктиды (СССР, 1965)

Из теплого Карибского моря перенесемся в суровую Антарктику. И начнет эту холодную тему на сайте советская марка 1965 года, посвященная 145-летию открытия Антарктиды русской географической экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Марка была выпущена в октябре 1965 года в составе серии «Исследования Арктики и Антарктики». На других марках изображены ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», атомоход «Ленин», порт Диксон и антарктическая станция «Восток».

Марка 145 лет со дня открытия Антарктиды

Страна:
СССР
Дата выпуска:
23 октября 1965
Серия:
Исследования Арктики и Антарктики
Тираж:
4 000 000
Код по каталогу:
Михель SU 3128
Соловьев 3270
Художник:
Ю. Ряховский
Технические данные:
Размер: 37х37 мм
Печать: офсет
Зубцовка: 11½

Открытие Антарктиды

Как вы все наверное помните, открыли Антарктиду русские путешественники во главе с Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым в 1820 году. Но обо всём по порядку.

Предположения о существовании «неведомой южной земли» (terra australis incognita) впервые высказал еще древнегреческий философ и ученый Аристотель. По мнению древних географов, должна была бы быть на юге Земли какая-то тяжесть, которая бы её уравновешивала, чтобы планета наша не перевернулась. Изображать южный материк стали на картах с XV века, конечно, весьма приблизительно, сообразно фантазии картографов.

Карта Абрахама Ортелия (1589)
Карта Абрахама Ортелия (1589)

Много лет путешественники подбирались к Антарктиде. За южный материк принимали и остров Огненную землю, и Новую гвинею, острова Новой Зеландии, Австралию. Но со временем всё новые и новые путешествия доказывали, что это всё всего лишь острова, так что зарезервированное в старых картах название terra australis было отдано Австралии.

Ближе всего к Антарктиде подобрался английский мореплаватель Джеймс Кук в своих экспедициях 1772-1774 и 1774-1775 годов. Кук неоднократно пересекал Южный полярный круг, но Антарктиды так и не увидел.

Я обошел океан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания… Я льщу себя надеждой, что задачи моего путешествия во всех отношениях выполнены полностью; южное полушарие достаточно обследовано; положен конец дальнейшим поискам южного материка, который на протяжении двух столетий неизменно привлекал внимание некоторых морских держав и был излюбленным предметом рассуждений для географов всех времен.

Это безаппеляционное заявление Кука на долгие годы прекратило попытки поиска Антарктиды. На картах южную землю изображать перестали и почти 50 лет ни один корабль не заходил южнее, чем это сделали англичане. К Джеймсу Куку мы еще как-нибудь обязательно вернемся, с его изображением выпущено много марок.

Начался век XIX. Расцвет русского флота, вызванный общим подъемом страны после победы над Наполеоном. Дальние походы, экспедиции, географические открытия. На исходе второго десятилетия умами русских путешественников овладела идея снова попытаться найти южный материк и доказать ошибочность утверждений Кука.

И вот, 4 июля 1819 года жители Кронштадта провожали в далекое и трудное плавание к Южному полюсу русские шлюпы «Восток» и «Мирный».

Согласно инструкции морского министерства, руководители экспедиции — участник первого русского кругосветного плавания, капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Петрович Лазарев должны были проследовать в южные воды Атлантического океана, исследовать их и приложить все усилия к тому, чтобы проникнуть как можно дальше на юг. Экспедиции категорически предписывалось продолжать изыскания до тех пор, пока это будет в человеческих силах.

Ежели под первыми меридианами, под коими он пустится к югу, усилия его останутся бесплодными, то он должен возобновить свои покушения под другими, и не упуская ни на минуту из виду главную важную цель, для коей он отправлен будет, повторяя сии покушения ежечасно как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу». (из инструкции морского министерства)

Первоначально на роль руководителя экспедиции планировался опытный моряк Михаил Ратманов, однако, из-за болезни он не смог принять участие. Назначение Беллинсгаузена состоялось за два месяца до начала похода, поэтому вся тяжесть подготовки экспедиции легла на плечи Михаила Лазарева, считавшийся одним из лучших моряков российского флота. Было ему, кстати, на тот момент 30 лет. До этого он в 25 лет, будучи капитаном корабля «Суворов» он совершил кругосветное путешествие.

Беллинсгаузен и Лазарев
Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

Личный состав экспедиции был набран из добровольцев военного флота. Экипаж «Востока» состоял из 126 чел., на «Мирном» — 79. Самому старшему члену экспедиции, ее руководителю Ф.Ф. Белинсгаузену, было 40 лет.

Посетив Копенгаген, в конце июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» сделали остановку в Портсмуте, откуда моряки съездили Лондон и приобрели новейшие астрономические и мореходные инструменты. В конце лета при попутном ветре корабли покинули берега Англии и оказались в водах Атлантики. Через Тенерифе мореплаватели добрались до Рио-де-Жанейро, где встретили отправившиеся в кругосветное плавание русские шлюпы «Благонамеренный» и «Открытие».

22 ноября «Мирный» и «Восток» оставили столицу Бразилии и направились к острову Южная Георгия, который достигли 27 (15) декабря 1819 г. Русские моряки сделали опись местных берегов и внесли ряд уточнений в описания Кука. На карте появились мысы Порядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского, остров Анненкова. Все эти названия были даны в честь участников экспедиции — офицеров «Мирного» и «Востока». Далее экспедиция отправилась к «Земле Сандвича» (Южные Сандвичевы острова), которые Кук видел, но не обследовал. На 56 градусов 4 минуты южной широты и 32 градусах 15 минутах западной долготы моряки впервые увидели громадный айсберг, который привел всех «в величайшее удивление».

Шлюпы "Восток" и "Мирный"
Шлюпы «Восток» и «Мирный». Художник Волков В.В.

Чем далее экспедиция пробиралась к югу, тем сложнее и опаснее становился путь. В некоторые дни матросы насчитывали свыше 300 проплывающих мимо айсбергов. Несмотря на огромный риск, оба командира упорно вели свои корабли через извилистые, узкие проходы. В один из таких дней «Мирный» ударился об огромную льдину. Вспоминая об этом, Лазарев писал:

Удар случился в два часа ночи и был столь силен, что многих выкинуло из коек. Льдину в тумане увидели так близко, что избежать ее не было возможности…. К счастию, ударились штевнем; если бы это произошло левее или правее, то обязательно проломило бы, и тогда, разумеется, никто из нас не рассказал бы, где были.

Пробиваясь среди айсбергов к югу, мореплаватели, наконец, 16 (28) января 1820 года достигли широты 69°23′. По всему горизонту с запада на восток тянулся сплошной барьер бугристых темных льдов, преграждающих дальнейший путь. Это и был край Антарктического материка (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена у Берега Принцессы Марты). 21 января (2 февраля) участники вторично видели берег, а 5 и 6 (17 и 18) февраля экспедиция подошла почти вплотную к береговым обрывам ледового материка.

С наступлением антарктического лета экспедиция вернулась в полярные широты. В январе 1821 г. обходя антарктический материк со стороны западного полушария, сделали еще ряд географических открытий. Экспедиция увидела протяженный гористый берег, частично не покрытый льдом. Он получил название Земля Александра I. Затем достигли Южных Шетландских островов и нанесли их на карту. От Южных Шетландских островов взяли курс на Рио-де-Жанейро, а оттуда — через Атлантический океан в Европу.

Карта Антарктиды с маршрутом экспедиции Беллинсгаузена — Лазарева
Карта Антарктиды с маршрутом экспедиции Беллинсгаузена — Лазарева (www.pretich2005.narod.ru)

«Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт 24 июля (5 августа) 1821 года, пробыв в плавании 751 день. Для торжественной встречи экспедиции в Кронштадт прибыл император Александр I. Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями. За успешное плавание Лазарев, минуя чин капитан-лейтенанта, был произведен в капитаны второго ранга.

Карта путешествия Беллинсгаузена и Лазарева
Карта путешествия Беллинсгаузена и Лазарева

Подумай ты о положении нашем, в котором находились мы множество раз: пробегая между ледяными островами в ясную погоду и надеясь на продолжение оной, забирались иногда в такую чащу, что в виде их было в одно время до полуторы тысячи, и вдруг ясный день превращался в самый мрачный, ветер крепчал, и шел снег, — горизонт наш тогда ограничивался не более как на 20 сажен, и в каком положении мы тогда оставались? Одно щастие, можно сказать, спасало нас, и даже до того оно нам сопутствовало, что мы во все время не разлучались. (из письма капитана М. Лазарева)

С 1837 года и почти до самой смерти в 1851 году адмирал Лазарев командовал Черноморским флотом. Он воспитал блестящую плеяду прославленных адмиралов — Г. И. Бутакова, В. И. Истомина, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова. Адмирал Беллинсгаузен скончался годом позже Михаила Петровича Лазарева — в 1852 году. Тринадцать последних лет он был главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. И каждый год выходил в море, командуя Балтийским флотом.

Обратим же свой взор на корабли на марках. Шлюпы «Восток» и Мирный» в принципе были не самыми выдающимися кораблями, не очень приспособленными к плаваниям в суровых антарктических широтах.

Шлюп «Восток»

Шлюп "Восток"
Шлюп «Восток». Рис. М.Семенова на основании архивных документов

Трехмачтовый шлюп «Восток» был построен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду в июле 1818 г.

Технические характеристики:

  • длина по ватерлинии — 39,62 м
  • ширина с обшивкой — 10,36 м
  • осадка наибольшая — 4,8 м
  • водоизмещение — 985 т
  • площадь парусов — 2287,1 кв. м
  • скорость — 10 узлов
  • вооружение — 28 пушек (16 18-фунтовых пушек в деке и 12 12-фунтовых карронад на верхней палубе)
  • экипаж — 117 человек

«Восток» строился корабельными мастерами В. Ф. Стоке и И. П. Амосовым. Конструкция «Востока» не являлась оригинальной. Он, как и однотипные с ним шлюпы «Камчатка» (1817 г.) и «Аполлон» (1821 г.), строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс».

Он был мало приспособлен для плавания в океанских и особенно в ледовых условиях. Только после решения о посылке шлюпов к Южному полюсу подводные части корпусов обшили медью. Но несмотря на все конструктивные недостатки «Востока», его экипаж с честью выполнил сложнейшие задачи, поставленные перед экспедицией.

В 1828 году шлюп «Восток» был исключён из списков флота и разобран.

В честь шлюпа названы острова и берег в Антарктиде, антарктическая научно-исследовательская станция «Восток», а также серия космических кораблей в СССР. Да, тот самый «Восток» на котором Гагарин поехал в космос, назван в честь прославленного корабля!

Все марки со шлюпом «Восток» можно увидеть на странице моего каталога.

Шлюп «Мирный»

Шлюп "Мирный"
Шлюп «Мирный». Рис. М.Семенова

Шлюп «Мирный» был построен корабельным мастером Колодкиным по типу судов голландской Вест-Индской торговой компании. Судно было заложено 11 октября 1816 года и спущено на воду 18 июля 1818 года. Первоначальное имя корабля было «Ладога». После решения о включении его в экспедицию в Антарктику, судно было включено в состав военно-морского флота и получило новое имя — «Мирный». Достройка его, законченная 2 июля 1819 года, так же как и шлюпа «Восток», производилась в Кронштадте корабельным мастером И.П. Амосовым.

Технические характеристики:

  • длина по ватерлинии 37,3 м
  • ширина с обшивкой — 9,55 м
  • осадка — 4,1 м
  • водоизмещение 884 т
  • площадь парусов — около 1600 кв м
  • скорость — 8 узлов
  • вооружение — 20 пушек (14 3-фунтовых пушек и 6 12-фунтовых карронад)
  • экипаж — 73 человека

Несмотря на то, что «Мирный» был гораздо медленнее «Востока», корабли за всю экспедицию ни разу не разлучились. Вот и на марке они изображены вместе, «Восток», видимо, впереди, а «Мирный» догоняет.

Вообще первое появление кораблей на марках было в 1950 г. в серии, посвященной 130-летию открытия Антарктиды. Но цена на эти две марки кусается, и пока их нет у меня. А в 1970 г. к очередной дате была выпущена еще одна марка, на сей раз к 150-летию экспедиции. Будем искать. В 2001 г. уже почта России выпустила марку номиналом 2 рубля, также с изображением «Востока» и «Мирного». Также корабли появлялись на марках таких стран, как Монголия, Кирибати, Южная Джорджия, Британская Антарктическая территория, Эстония (все марки со шлюпом «Мирный»)

Источники и дополнительная информация:

1. «Почему Кук не открыл Антарктиду». «Вокруг света», июль 1988 г.
2. Первая русская антарктическая экспедиция (Википедия)
3. Гордость российского флота. Михаил Петрович Лазарев (topwar.ru)
4. «Моделист-Конструктор» 1968, №4
5. «История открытия и исследования Антарктиды». А.Ф. Трешников. М. 1963
6. Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич. «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top