Клипера (Австралия, 1984)

Первая запись в блоге была посвящена марке с изображением одного из самых известных парусных кораблей — клипера Cutty Sark. Недавно по случаю удалось приобрести и остальные марки серии. Всего их 4 — Cutty Sark (номинал 30 центов), Orient (номинал 45 центов), Sobraon (номинал 75 центов) и Thermopylae (номинал 85 центов). Марки были отпечатаны в типографии Cambec Press, дизайнер Jack Earl. Зубцовка: 13¼ x 13¾.

О Cutty Sark и вообще о клиперах рассказ уже был, посмотрим на остальные.

Итак вторая марка в серии посвящена клиперу «Ориент» (Orient).

Клипер «Ориент» (Orient)
Клипер Orient

Название:
Orient
Серия:
Clipper Ships
Страна:
Австралия
Дата выпуска:
23 мая 1984
Код по каталогу:
Михель AU 872

История клипера «Ориент», в отличии от «Катти Сарк», изначально связана с Австралией, на марках которой он изображен. «Ориент» должен был стать первым кораблем на восточной (orient) линии, связывающую морским путем Австралию и Англию во время австралийской золотой лихорадки. Отсюда и его название. Клипер был заложен в декабре 1853 г. на верфи Джеймса Томпсона в районе Ротерхайт в Лондоне.

Технические характеристики:

  • грузоподъемность — 1 033 т
  • длина — 56,2 м (184,4 фута)
  • ширина — 9,7 м (31,7 фута)
  • высота — 6,4 м (21,1 фута)

Однако, сразу после постройки клипер «Ориент» был призван на военную службу и, погрузив в сентябре 1854 г. на борт 88-й полк ирландских пехотинцев, отправился на Крымскую войну. Черное море встретило корабль неприветливо. 18 ноября в бухте Балаклавы разразился жесточайший шторм, в результате которого союзный англо-турецкий флот потерял свыше 30 кораблей и 1000 жизней. Николай I, узнав об этой катастрофе, воскликнул:

Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!

Шторм в Балаклавской бухте 14 ноября 1854 года
Уильям Симпсон. Шторм в Балаклавской бухте 14 ноября 1854 года

Подробную статью о событиях тех дней можно прочитать здесь.

«Ориент» уцелел и во время войны служил плавучим госпиталем, курсируя между крепостью Кинбурн в устье Днепра и Одессой.

Клипер Ориент
Клипер «Ориент» в Гибралтарском проливе возвращается с Крымской войны (литография)

В 1856 году «Ориент» вернулся в Лондон и 5 июля под командованием капитана А. Лоуренса отправился в Аделаиду. Всего в период 1856-1877 год клипер совершил 21 путешествие из Лондона в Аделаиду. В те годы корабли совершали одно такое путешествие в год, обычно стартуя в сентябре из-за погодных условий. Примечательным было путешествие 1860 года, когда на «Ориенте» в Австралию прибыли первые воробьи. Теперь воробьи там считаются вредителями и нещадно истребляются, как и многие другие пришельцы животного мира чуждые местной экосистеме (вспомним кроликов). Самым быстрым было путешествие 1963 года — 73 дня. За два года до этого во время обратного путешествия в Англию с грузом шерсти Ориент в районе мыса Доброй надежды перенес серьезный пожар, судно чуть не погибло, но героические моряки отстояли свой корабль. Впоследствии Ориент был отремонтирован и продолжал свою службу.

В 1879 клипер был продан ирландской компании Cox Bros и до 1891 года работал на трансатлантических линиях. В 1891 он был снова продан, с корабля были сняты мачты и он был превращен с угольный склад в Гибралтаре. Жизнь его окончилась в 1925 г. Вот такая вот вот интересная история корабля с этой марки.

(Источник: Basil Lubbock. The Colonial Clippers)

Клипер «Собраон» (Sobraon)
Клипер Sobraon

Название:
Sobraon
Серия:
Clipper Ships
Страна:
Австралия
Дата выпуска:
23 мая 1984
Код по каталогу:
Михель AU 873

Клипер «Собраон» (Sobraon) также курсировал между Лондоном и Австралией. Построен он был в 1866 г. в Шотландии, в Абердине, на верфи A. HALL & Co. Свое имя клипер получил в честь битвы английской армии с сикхами в 1846 году у Собраона близ Пенджаба.

Корабль считался самым крупным клипером своего времени. Каркас корпуса его был металлическим, обшит тиковым деревом.

Технические характеристики:

  • грузоподъемность — 2 131 т
  • длина — 96,6 м (317 футов)
  • ширина — 12,2 м (40 футов)
  • высота — 8,2 м (27 футов)

Как видим, он был значительно крупнее «Ориента», вдвое превосходя его по грузоподъемности. Команда клипера состояла из 69 человек. На борт могли подняться 130 пассажиров — 90 в первом класса и 40 во втором классе. Всего клипер совершил 25 путешествий между Лондоном и Австралией — 1866-1871 года по маршруту Лондон-Сидней и в 1872-1891 годах между Лондоном и Мельбурном. Рекорд скорости корабля — 73 дня до Мельбурна и 68 дня до Сиднея. «Собраон» был весьма популярным пассажирским судном из-за его комфорта и скорости. Многие знаменитости и важные люди выбирали корабль для своих путешествий в Австралию и обратно. Герцог Эдинбургский однажды даже сделал корабль своим флагманом в Сиднейском регате.

Клипер Собраон (Sobraon)
Клипер «Собраон» (Sobraon)

В декабре 1891 г. корабль был продан правительству Новый Южный Уэльс и следующие 20 лет провел в гавани Сиднея как исправительное учреждение для «трудных» подростков. В 1911 году на нем устроили морскую школу. Списан был 30 июня 1927 года и в конечном итоге, несмотря на попытки отремонтировать его и устроить музей, разрушился от старости в 1942 году.

Клипер «Фермопилы» (Thermopylae)
Марка Клипер Фермопилы (Thermopylae)

Название:
Thermopylae
Серия:
Clipper Ships
Страна:
Австралия
Дата выпуска:
23 мая 1984
Код по каталогу:
Михель AU 874

Последняя марка серии посвящена одному из самых быстроходных кораблей в истории — клиперу «Фермопилы» (Thermopylae).

«Фермопилы», как и «Собраон», был построен на верфях Абердина Валтером Худом (Walter Hood) для Aberdeen White Star Line. Проектом руководил Бернард Вейтмут (Bernard Weymouth). Корпус корабля также был композитным — стальной каркас, обшитый деревянными досками. Заложен он был 19 августа 1869 года.

Технические характеристики:

  • грузоподъемность — 947 т
  • длина — 64,6 м (212 футов)
  • ширина — 11 м (36 футов)
  • высота — 6,3 м (20 футов 9 дюмов)

Чайный клипер Фермопилы
Чайный клипер «Фермопилы», Художник Соренсон. Национальный морской музей, Лондон

«Фермопилы» был воплощением изящества и скорости. Многие считают этот клипер вершиной парусного судостроения.

Носовая фигура изображала греческого царя Леонида, в честь самой знаменитой битвы которого с персами и был назван корабль (знаменитые 300 спартанцев в Фермопильском ущелье).

В своем первом же рейсе до Мельбурна в 1860 году «Фермопилы» установил рекорд скорости, не побитый до сих пор, достигнув побережья Австралии за 60 дней (по другим источникам за 63 дня). Главным качеством клипера была его способность ловить даже самый маленький ветер. По рассказам современников он мог держать скорость в 7 узлов, когда по его палубе можно было спокойно разгуливать с зажженной свечой.

В 1869-1882 годах клипер был неизменным участником знаменитых чайных гонок, где быстрейшие парусники своего времени соревновались в скорости, доставляя чай из Китая в Лондон. Победителю доставалась солидная денежная премия и слава. Принципиальным соперником в этих гонках всегда был «Катти Сарк». В 80-х годах 19 века пароходы вытеснили парусники с чайных перевозок и клипера переключились на транспорт шерсти из Австралии, где скорость была уже не так важна. С 1885 по 1990 год «Фермопилы» курсирует по этому маршруту, по-прежнему соперничая с «Катти Сарк», но неизменно проигрывал.

После двадцатилетней службы на китайских и австралийских линиях клипер был продан шотландскими владельцами канадской компании. Мачты корабля были укорочены, парусное вооружение сокращено, что позволило уменьшить команду с 35 до 20 человек. Новые владельцы использовали «Фермопилы» на тихоокеанских маршрутах Рангун-Ванкувер для перевозки риса и древесины. И даже с укороченными мачтами клипер продолжал оставаться одним из самых быстроходных кораблей. Однажды он пересек Тихий океан за 29 дней, что было рекордом в то время (даже быстрее пароходов).

В 1897 году клипер «Фермопилы» был продан ВМС Португалии в качестве учебного корабля и переименован в «Педро Нуньес» (Pedro Nunes) в честь португальского математика и географа 16 века. В 1907 году корпус судна пришел в окончательную негодность и его с почестями в присутствии королевы Португалии затопили торпедным выстрелом недалеко от Лиссабона.

В июне 2003 года группа профессиональных португальских дайверов нашли останки клипера на глубине около 30 метров. Корпус главным образом скрылся под песком, но достаточно точно его можно определить как «Фермопилы».

Вот такие вот судьбы кораблей, изображенных на этих почтовых марках. До наших дней сохранился только «Катти Сарк», как символ ушедшей эпохи быстроходных кораблей, стригущих волны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top