Вольный город Данциг, стандарты 1921 г.

Отвлечемся от красивых коммеморативных марок. Сегодня на рассмотрении стандарты Вольного города Данциг.

Немного истории. Балтийский порт Данциг (Danzig) на протяжении сотен лет был частью Польши, хотя и пользовался широкой автономией, а население его составляли в основном немцы. В 1795 г. он перешел под власть Пруссии, вследствие третьего раздела Польши. После окончания Первой мировой войны согласно Версальскому договору Лига наций учредила Вольный город Данциг, который не был частью ни Польши, ни Германии. Однако город входил в таможенный союз с Польшей, также Польша имела в Данциге ряд других особых прав. С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года после вторжения Германии в Польшу Данциг снова стал столицей Западной Пруссии. После окончания войны территория Вольного города Данциг была передана Польше. Город получил польское название Гданьск (Gdansk).

Первые выпуски почтовых марок Данцига представляли собой надпечатки на немецких марках. Первые собственные марки были выпущены в январе 1921 года и изображен был на них парусник/

Марка Данциг 1921

Название:
Cog
Серия:
Proclamation of the Free City of Danzig
Страна:
Вольный город Данциг
Дата выпуска:
31 января 1921
Код по каталогу:
Михель DA 54

Выпуск марок был посвящен провозглашению Вольного города Данциг 15 ноября 1920 года, о чем свидетельствует надпись на марке. Всего выпуск состоял из 10 марок номиналом 5, 10, 25, 40, 80 рейхспфенингов и 1, 2, 3, 5 и 10 рейхсмарок. Зубцовка 13½. Позднее в марте 1921 года были выпущены марки номиналом 25, 40 и 80 рейхспфенингов с зубцовкой 14. В остальном марки были полностью идентичны ранее выпущенным. Код по каталогу Михеля DA 53-DA 65.

В моей коллекции пока 4 марки этой серии.

Почтовые марки Вольного города Данциг, 1921
Почтовые марки Вольного города Данциг, 1921 (моя коллекция на ноябрь 2016)

Изображен на этих марках ганзейский парусник когг, символизирующий славную историю Данцига в качестве главного ганзейского порта на Балтийском море.

Когг как тип парусного судна появился в северной Европе в середине X века. Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно, приспособленное для плавания в открытом море и способное перевозить большой объем груза. Что и требовалось ганзейским купцам. Характерная особенность когга – навесной руль. Наибольшая длина судна 30 м, длина по ватерлинии – 20 м, ширина – 7,3 м, осадка – 3 м, грузоподъемность – до 200 т. Парус площадью 180-200 кв м поднимался на мачте, составленной из нескольких подогнанных в единый ствол бревен.

Развитие флота само собой спровоцировало появление пиратов, поэтому когг оборудовался одной или двумя боевыми площадками на носу и корме судна. С этих надстроек экипаж мог вести стрельбу по нападавшим злодеям.

Ганзейский когг XIV века. Иллюстрация из книги "Парусники мира". Л. Скрягин
Ганзейский когг XIV века. Иллюстрация из книги «Парусники мира». Л. Скрягин

На севере Европы когги строили до конца XV века, до упадка ганзейского союза, когда открытие Америки и морского пути в Индию нанесло ганзейским купцам окончательный удар. К концу жизни когги значительно увеличились в размерах и обзавелись уже двумя или даже тремя мачтами. Но несовершенства корпуса и парусного вооружения потребовали новых типов судов.

Для иллюстрации нашел в коллекции еще 4 марки с изображениями коггов от таких великих морских государств как Афганистан, Монголия, Кампучия и Болгария, но о них позже.

Ког - Марка Афганистана Ког - Марка Болгарии Ког - Марка Кампучии Ког - Марка Монголии

Добавить комментарий