|
Одна из самых моих любимых марок в коллекции, поэтому самый первый пост я посвящаю именно ей.
На этой австралийской марке изображен эпизод чайной гонки — соревнования быстроходных парусных кораблей — клиперов — с грузом чая из Шанхая в Лондон.
Чай был дорогим товаром, и английские купцы были весьма заинтересованы, чтобы путь из Китая занимал как можно меньшее время, так как за многомесячное путешествие чай бывало отсыревал и пропитывался запахами трюма. Поэтому, когда в 1849 году американский клипер «Ориенталь» доставил груз чая за рекордные 97 дней, английские купцы немедленно освоили строительство подобных кораблей.
Вообще клипера родом из США. Их начали строить начиная с 1810 года на балтиморских верфях. Это были корабли разного класса и размера, общим у них было одно — узкий корпус и заостренный нос, которым клипер как бы разрезал воду. Отсюда и название этого типа кораблей — от английского слова clip — резать. Также для повышения аэродинамики с палубы клиперов были убраны все надстройки. Отношение длины к ширине достигало 1:5. За свою выдающуюся скорость, достигавшую 20 узлов (37 км/ч), клипера получили прозвище «гончие псы океана».
Изображенный на марке один из самых известных чайных английских клиперов Cutty Sark был построен в 1869 году в шотландском городе Дамбартон компанией Scott & Linton по заказу капитана Джона «Джока» Уиллиса, имевшего прозвище «Белый цилиндр».
В некоторых источниках можно встретить утверждение, что Cutty Sark является официально самым быстрым парусником в мире. Однако, это не так. Максимальная подтвержденная скорость Cutty Sark составляет 17,5 узлов. При этом у другого клипера «Властелин морей» максимальная скорость 21 узел.
В чайных гонках Cutty Sark участвовал 3 раза, лучший результат — 3-е место с отставанием от победителя в 7 суток. Лучшие результаты парусник показывал позднее, когда уже работал на австралийских линиях и перевозил шерсть.
Характеристики:
- длина с бушпритом — 83,3 м
- длина по ватерлинии — 65 м
- ширина — 10,9 м
- осадка — 6,1 м
- водоизмещение — 2133 т
- грузоподъемность — 963 т
- экипаж — 36 человек
Интересна история названия клипера. Cutty Sark с шотландского переводится как «Короткая рубашка». Это прозвище ведьмы из шотландского фольклора, которой пугали маленьких детей. Любимый поэт Джона Уиллиса (заказчика постройки) — Роберт Бернс, использовал сюжет с ведьмой Нэнни «Короткая рубашка» в одной из своих поэм. В поэме главный герой как раз спасается на верной кобыле от ведьмы, которой удалось только выдрать из лошадиного хвоста клок волос. Как раз носовая фигура клипера изображает ведьму в короткой рубашке, вытянувшую руку вперед, с зажатым в ней пучком конского волоса. Автор фигуры — мастер Хеллер по рисунку Геркулеса Линтона. Современная фигура — копия, оригинал был разбит штормами. Уцелело и хранится в музее своеобразное изображение ночной рубашки, вырезанная из металлического листа. Эта рубашка была мачтовой эмблемой корабля и крепилась на грот-мачте. По этой необычной эмблеме Cutty Sark можно было узнать издалека.
Постоянный соперник Cutty Sark — клипер Фермопилы. Видимо он и изображен второй на марке.
Cutty Sark — единственный доживший до сегодняшних дней чайный клипер. В настоящее время его можно увидеть в сухом доке Гринвича. 25 июня 1957 года Королева Англии открыла на Cutty Sark музей, посвященный тысячелетней истории паруса.